США и Мексика по итогам продолжавшихся более года переговоров смогли снять основные разногласия во взаимной торговле, объявил вчера Дональд Трамп. Предполагается, что теперь две страны заключат двустороннее соглашение, которое заменит действующий договор о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА). Третьей участнице прежнего договора — Канаде — предложено присоединиться к сделке, в противном случае США могут повысить тарифы на импорт автомобилей из этой страны.

Последний раунд торговых переговоров между Вашингтоном и Мехико оказался успешным, стороны «достигли понимания», и это будет «очень хорошая сделка для обеих стран», объявил вчера Дональд Трамп, выступая с совместным заявлением с президентом Мексики Энрике Пеньей Ньето. Действие договора о НАФТА будет приостановлено, нынешние договоренности будут оформлены как двустороннее торговое соглашение США и Мексики. Напомним, пересмотр условий НАФТА был одним из предвыборных обещаний Дональда Трампа. Фактически переговоры начались в августе 2017 года.

Что касается третьего участника НАФТА — Канады,— то она может либо присоединиться к новому соглашению, либо заключить отдельную сделку с США, сообщил американский президент. При этом он пригрозил, что в случае отсутствия договоренности с Канадой США могут ввести тарифы на импорт автомобилей из этой страны. Энрике Пенья Ньето выразил надежду, что трехсторонние переговоры начнутся и завершатся уже на этой неделе.

Все условия сделки с Мексикой пока не раскрыты, однако известно, что в Мехико пообещали нарастить закупки продовольствия в США. Одним из основных требований Вашингтона было также повышение в автопроме доли продукции, произведенной внутри зоны, для возможности ввоза без пошлин с 62,5% до 75% (в основном речь идет об автомобилях, производимых в Мексике и затем экспортируемых в США, изначально американская сторона настаивала на повышении порога до 85%). Помимо этого, соглашение будет содержать и оговорку о том, что не менее 45% деталей должны производиться рабочими, оплата труда которых составляет не менее $16 в час.

В обмен, по сообщениям мексиканских переговорщиков, США смягчили позицию по требованию возможности пересмотра заключенного соглашения — текущая сделка позволит периодически оценивать ее состояние, но без обязательной приостановки действия в автоматическом режиме каждые пять лет (если пересмотр не был согласован всеми сторонами). Система разрешения споров между инвесторами также будет сохранена, однако теперь она не будет распространяться на отдельные отрасли.

Для завершения ратификации двустороннего соглашения либо подписания новой сделки с вовлечением в нее Канады после официального уведомления о прекращении действия НАФТА должно пройти полгода. По оценке Capital Economics, согласование условий по импорту автомобилей может пройти быстро, однако проблемным остается вопрос доступа на рынок молочных продуктов. Отметим, Канада фактически приостановила переговоры в начале июня, после того как США повысили пошлины на импорт стали и алюминия из этой страны. В итоге Канада ввела ответные пошлины на американскую продукцию на $12,8 млрд.

По оценке Peterson Institute of International Economics, изменения, касающиеся импорта автомобилей, могут привести к повышению издержек для конечных производителей внутри зоны, что даст преимущество поставщикам из третьих стран, на которые сейчас распространяется импортный тариф всего в 2,5% без каких-либо требований по доле локальной продукции. Для повышения издержек при импорте Вашингтон может инициировать защитные пошлины либо добиться добровольных ограничений поставок угрозой их введения, как это было сделано в случае со сталью, указывают в институте. В Capital Economics оценивают последствия сделки более позитивно, указывая, что достижение договоренности является свидетельством способности администрации Дональда Трампа идти на компромиссы, что может пригодиться в переговорах с Китаем и ЕС.

Источник: kommersant.ru