Программы Валиевой, которые вы наверняка не застали: за одну хвалила внучка Пикассо, в другой играла та же музыка, что у Медведевой

Камила Валиева – самый продуманный проект Этери Тутберидзе перед Олимпиадой-2022. У 15-летней фигуристки есть все: невероятная техника, мировые рекорды, балетная грация и запоминающиеся программы.

Программы Валиевой, которые вы наверняка не застали: за одну хвалила внучка Пикассо, в другой играла та же музыка, что у Медведевой

В этот сезоне Камила – одна из немногих в группе Этери – не меняла программы между стартами: мы с прошлого года привыкли к произвольной под «Болеро», а за осень близко познакомились со свежей In Memoriam.

А что Валиева катала до выхода во взрослые? Если вы внимательно следите за Камилой и вообще за фигурным катанием, то не напрягайтесь из-за заголовка – эти программы вам, конечно, знакомы. Но те, кто обратили внимание на рекордсменку только в этом сезоне, откроют новое.

Все эти постановки помогли Валиевой в создании безупречных образов к олимпийскому сезону.

Поиск для юных фигуристов – обычное дело, но не все тренеры легко находят нужные образы. Вспоминая о детских программах, Валиева рассказывала о «Лебедином озере», постановках под «Валенки» и музыку французского композитора Камиля Сен-Санса.

«Я думаю, каждой программе – свое время. Я могу представить себя и под русскую народную композицию, и в балетной классике, и под что-то современное. Мне нравится пробовать разные образы, но выбор музыки и программы – за тренерами. Я взрослею, меняюсь, и они лучше знают, что подойдет мне в данный момент», – рассказывала Камила накануне олимпийского сезона.

Летом 2018-го она пришла в «Хрустальный», где быстро поставили новые программы. В произвольной выбрали классику – Адажио Спартака и Фригии из балета Арама Хачатуряна «Спартак».

Программы Валиевой, которые вы наверняка не застали: за одну хвалила внучка Пикассо, в другой играла та же музыка, что у Медведевой

Валиева справлялась с сильной музыкой, но эта программа, скорее, проходная в карьере Камилы. Были и оригинальное оранжевое платье, и финальная поза, напоминающая концовку нынешнего «Болеро». Но тренеры, вероятно, решили, что такая воинственная музыка не очень подходит легкой и воздушной Камиле.

А вот с короткой Тутберидзе угадала сразу – именно она выступила в качестве хореографа знаменитой «Девочки на шаре» (все остальные ставил Даниил Глейхенгауз). Эту программу Этери назвала любимой в сезоне-2018/19.

Идеальное попадание: нежная и хрупкая фигуристка, оригинальная идея и отлично подобранная музыка. Камила выступала под композицию «Зеркало в зеркале» эстонца Арво Пярта и саундтрек из фильма Гильермо дель Торо «Багровый пик» (музыка Фернандо Веласкеса Allerdale Hall).

Совершенно неочевидный ход – соединить Пикассо, малоизвестную композицию 1978-го и музыку из готического фильма – принес невероятный успех. Даже внучка великого художника Диана Пикассо оценила программу Валиевой:

«Камила просто сияет и обладает невероятной грацией в столь юном возрасте. Ее выступления поражают. Это благословение – видеть ее катание. Она самым прекрасным образом отдала дань уважения «Девочке на шаре».

С одной стороны, Валиева воспроизводит образ с картины – стартовая и финальная позы повторяют позу героини. Да и где, как не на льду, показывать грациозную девочку, сохраняющую столь трудно достижимый баланс. В то же время у постановки есть вполне конкретный сюжет, это всегда помогает спортсмену воплотить задумку:

«В начале программы я оживаю, смотрю на мир, еще не знаю, что это. В середине программы я понимаю, что этот мир мне очень нравится, что я хочу здесь остаться, но, в конце концов, мне все-таки нужно возвратиться в картину».

Программы Валиевой, которые вы наверняка не застали: за одну хвалила внучка Пикассо, в другой играла та же музыка, что у Медведевой

Валиева выступала с «Девочкой на шаре» два сезона, а сейчас катает ее на показательных. Вообще, Камила часто берет проверенные программы для гала-шоу – лишь в этом сезоне ей поставили специальный номер под саундтрек из «Аватара».

«Иногда удачную программу нужно откатать два сезона. Это не так трудно, как может показаться: музыкантам, танцорам, актерам тоже приходится подолгу играть одни и те же партии или роли. Это часть профессии. Расставаться со старыми постановками даже сложнее и, если это возможно, я стараюсь катать их на показательных».

У этой короткой много поклонников, предлагали даже вернуть «Девочку» в олимпийском сезоне. Хотя кому-то программа не понравилась – например, заслуженному тренеру России Инне Гончаренко:

«Девочка на шаре» – программа оригинальная. Но все оригинальные вещи кому-то нравятся, кому-то нет. Возможно, я просто привыкла к ней на второй год, так как внимательно слежу за фигурным катанием. Также, по-моему, в программе чересчур много подъемов ног».

Сезон-2019/20 Камила провела безупречно (даже несмотря на травму): добавила четверной тулуп, выиграла финал Гран-при и юниорский чемпионат мира. В короткой катала испытанную «Девочку на шаре», а вот произвольную поставили с нуля.

Программы Валиевой, которые вы наверняка не застали: за одну хвалила внучка Пикассо, в другой играла та же музыка, что у Медведевой

Выбрали третью часть Exogenesis: Symphony от британской группы Muse. Эта музыка не новая для фигурного катания, под нее произвольные ставили Сергей Воронов, Джереми Эббот и Эшли Вагнер. А в том же сезоне, что и Камила, под Muse выступала Евгения Медведева, которая тогда тренировалась у канадца Брайана Орсера. Правда, двукратная чемпионка мира взяла Exogenesis в короткой.

Это первая программа Валиевой, в которой она прыгнула четверной прыжок: в августе 2019-го Камила исполнила тулуп в четыре оборота на этапе юниорского Гран-при в Куршевеле.

Exogenesis – предвестник воздушных программ Валиевой в следующих сезонах. Первая часть (до вокала) очень напоминает «Шторм» и «Мечту» – нежная музыка и Камила, будто парящая надо льдом.

Предолимпийский сезон выдался сложным: отмена юниорского Гран-при и других важных турниров превратила Кубок России в главную серию – и там Камила уже побеждала взрослых фигуристок. Впрочем, как и на чемпионате России – тогда впереди оказалась лишь Анна Щербакова.

Помогали в этом две программы – «Болеро», которую ставили с прицелом на олимпийский сезон, и «Шторм».

После «Девочки на шаре», которая за два года влюбила зрителей в Валиеву, эксперименты с короткой выглядели авантюрно. Но и здесь группа Тутберидзе сделала правильный выбор: от непривычно длинного белого платья до композитора. В короткой Камила выступала под музыку олимпийского чемпиона из Канады Эрика Редфорда.

Он серьезно занимается музыкой, учился в Йоркском университете, а также получил сертификат Королевской консерватории Торонто. В 2014-м Эрика приняли в Общество композиторов, авторов и издателей музыки Канады.

Валиева – не первая топ-фигуристка, выступающая под музыку Редфорда – в сезоне-2016/17 трехкратный чемпион мира Патрик Чан выходил на лед под композицию A Journey от Эрика.

В «Шторме» Камила впервые приземлила тройной аксель, но и без прыжка ультра-си эта постановка вызывала восторг.

«Настоящее произведение искусства. Просто песня, совершенно изумительная, это какая-то поэма. Выбор музыки – просто роскошный. Исполнение – ни убавить, ни добавить. Все прямо в сердце. Попадает легко, просто, хорошо.

Программы Валиевой, которые вы наверняка не застали: за одну хвалила внучка Пикассо, в другой играла та же музыка, что у Медведевой

Над такими программами не хочется рассуждать, потому что она проходит как секунда, а остается в тебе очень надолго», – так Татьяна Тарасова комментировала прокат Валиевой на Кубке России.

Накануне олимпийского сезона предсказуемо возник вопрос: менять ли короткую или оставить обе программы? Произвольная под «Болеро» изначально планировалась для Олимпиады – за год Валиева обуздала сложную музыку Мориса Равеля и теперь органично исполняет постановку.

А вот с короткой все же попрощались, хотя какое-то время Камила накатывала «Шторм» к новому сезону. Сейчас она рассказывает историю о бабочке в постановке «Мечта» под музыку Кирилла Рихтера.

Хотя не исключено, что Валиева еще посотрудничает с Редфордом, ведь канадец только за: «Я ужасно горжусь, что она каталась под мою музыку, программа получилась просто невероятная. Знаете, я ведь отправил Камиле две свои новые композиции – Promenade d’Antan и еще одну, которая вот-вот выйдет. Просто как идеи для постановок, мне кажется, они бы ей очень подошли».

***

Олимпийские программы – пожалуй, самые важные постановки в карьере Валиевой, но и до них она выступала с интересными и запоминающимися номерами. А чем Камила удивит после Игр?

Источник: sports.ru

Добавить комментарий

*

восемнадцать − 7 =