Джокович проиграл суд и уезжает из Австралии. Его признали антиваксером, угрозой порядку и могут не пустить обратно еще 3 года

В Мельбурне федеральный суд рассмотрел дело «Джокович против министра иммиграции» – и не стал отменять аннулирование визы Новака Джоковича. Министр иммиграции Алекс Хоук отменил визу непривитого от коронавируса серба, посчитав, что его пребывание в Австралии может привести к росту антиваксерских настроений.

Джокович проиграл суд и уезжает из Австралии. Его признали антиваксером, угрозой порядку и могут не пустить обратно еще 3 года

Несколько мыслей и тезисов по делу.

1. Ничего бы не было, если бы Джокович поступил, как 97% его коллег по топ-100 и привился. Многие из них тоже не хотели этого делать, но пошли на это ради облегчения жизни. Джокович пошел по сложному пути.

2. Скорее всего, ничего бы не было, если бы не пост Джоковича перед вылетом в Мельбурн, в котором он рассказал, что ему дали исключение. Именно после этого поста поднялась волна недовольства, вдохновившая австралийских политиков на действия.

3. То, как они действовали, – это, конечно, хаос. Изначально сообщалось, что Джоковича остановили на границе, потому что у него неправильно оформлена виза. Потом выяснилось, что перенесенный ковид на самом деле не дает права на исключение (и из-за этого из страны выслали девять человек, некоторые из которых находились в Мельбурне больше недели). А в итоге оказалось, что Джокович – угроза Австралии, потому что провоцирует антиваксерские настроения.

4. Теперь Джоковича ждет запрет на въезд в Австралию на три года. Однако его могут отменить – если пребывание серба признают полезным для интересов Австралии. Это будет совсем весело с учетом того, что сейчас его высылают, потому что его присутствие идет вразрез с национальными интересами.

5. В целом Джокович, конечно, стал жертвой бюрократии и политических игр. Но при этом о нем тоже вылезли не самые приглядные факты. Сейчас известно, что результаты положительного ПЦР-теста ему отправили вечером 16 декабря. 17-го он вручал награды детям и ходил там без маски (утверждает, что результаты получил уже после), 18-го – давал интервью и снимался для журнала (сам называет это ошибкой).  

6. Многие болельщики серба сейчас говорят о диктатуре в Австралии, сравнивают ее с нацистской Германией. Все не так страшно, но суд показал, что система там, скажем так, причудливая. Однако важно отметить – министр Хоук не отменял решение первого суда, который разрешил Джоковичу остаться.

Первый суд отменил аннулирование визы по техническим причинам – из-за процессуальных нарушений на границе (и сегодня судья подчеркнул, что нынешнее решение не указывает на ошибки предыдущего суда). Сейчас ее отняли на другом основании, на что у министра есть права и полномочия – по мнению многих австралийских юристов, слишком широкие и неограниченные.

И сейчас суд подчеркнул, что рассматривал не обоснованность решения, а только его соответствение законам. Поэтому главный судья попросил не называть происходящее апелляцией.

В общем, давайте разбираться.

***

Сторону Джоковича (который наблюдает за процессом дистанционно из офиса своих юристов) представлял адвокат Николас Вуд. Сторону министра – юрист Стивен Ллойд. Поскольку суд собрался по инициативе Джоковича, его сторона представляла аргументы первой, а Ллойд потом отвечал.

Дискуссия шла по трем основным направлениям.

Вуд считал, что в решении министра недостаточно доказательств того, что Джокович на самом деле выступает против вакцинации. Хоук опирался на слова, которые серб произнес еще в апреле 2020-го. «Лично я против вакцинации и не хочу, чтобы меня заставляли прививаться ради возможности путешествовать. Но если вакцинацию от коронавируса сделают обязательной, то что тогда? Мне придется принимать решение. У меня свои взгляды на этот вопрос, и я не знаю, изменятся ли они со временем», – так их приводило Reuters.

Джокович проиграл суд и уезжает из Австралии. Его признали антиваксером, угрозой порядку и могут не пустить обратно еще 3 года

Но Вуд указывал, что с тех пор прошло много времени, а нынешние взгляды Джоковича министр не знает – потому что решил их у него не прояснять.

Ллойд на это возразил: «На данном этапе пандемии он уже мог бы быть привит, если бы хотел. То, что он до сих не привит, указывает на то, что он сделал такой выбор. Министр имеет право предполагать, что это его выбор».

Кроме того, он считает, что у Джоковича было много возможностей публично объявить обновленную позицию – если она была обновлена. То, что он ими не воспользовался, указывает на то, что он по-прежнему против.

Более того, по словам Ллойда, министр не был обязан узнавать позицию Джоковича, потому что важно не то, что он думает, а то, как его взгляды воспринимают в Австралии. А сейчас серба воспринимают как «икону антивакцинаторских групп».

Вуд также считал, что не существует достаточных доказательств того, что присутствие Джоковича приведет к активизации антиваксеров.

Тут важно отметить – даже один из трех судей по делу сказал, что термин «доказательство» Вуд должен использовать осторожно. Потому что по австралийским законам министру для принятия подобных решений не нужны доказательства в традиционном смысле.

Вуд признал, что порог для министра очень низкий, но он все равно должен его перешагнуть. А по мнению юриста, все указывает на то, что к никакой активизации антиваксеров Джокович не провоцирует. Вуд сказал, что уже после появления вакцин серб «значительный период времени» проводил турниры – в том числе Australian Open-2021, – и его присутствие не приводило к демонстрациям и протестам.

Ллойд на это возразил, что пребывание Джоковича в Австралии провоцирует антиваксеров на протесты, потому что протесты уже были после первого решения об аннулировании визы. Кроме того, по его словам, существует группа людей, активно поддерживающая участие серба в Australian Open, и у министра была обеспокоенность тем, что это может вылиться в беспорядки.

Более того, по словам юриста, у министра существует обеспокоенность тем, что пребывание Джоковича может привести к распространению среди австралийцев в целом его «антиваксерских взглядов» и халатного отношения к мерам предосторожности.

«Люди постоянно используют спортсменов высокого уровня для продвижения идей и движений. И его связь с движением по-прежнему существует – хочет он того или нет», – сказал юрист. И в этом же контексте добавил, что наиболее легендарный статус Джокович имеет в Сербии, где привито меньше половины населения, а представители медицинского сообщества Новака критиковали за его позицию.

Джокович проиграл суд и уезжает из Австралии. Его признали антиваксером, угрозой порядку и могут не пустить обратно еще 3 года

Вуд настаивал, что министр Хоук не учел то, как на антиваксерские настроения повлияет отмена визы Джоковича и его возможная депортация. Вуд называл это «иррациональным».

Например, он отметил, что даже статья BBC, на которую министр ссылается в решении, говорит, что антиваксеры активизировались не из-за того, что Джокович прибыл в Мельбурн, а из-за того, что его могут выслать. Вуд указывал, что на протесты людей спровоцировали действия государства.

Ллойд на это возразил, что министр учитывал все последствия своего решения. Юрист также отметил: закон не требует от министра предоставлять в решении все, что рассматривалось: «Не стоит исходить из того, что если что-то не упомянуто, то это не было сделано». Но в данном случае он утверждает, что в материалах даже есть указания на то, что это было сделано, – и по его мнению, это разваливает весь аргумент команды серба.  

Более того, он несколько раз подчеркнул, что Австралия не обязана принимать иностранного гражданина только из-за того, что что-нибудь может случиться, если его депортируют.

Суд возражения юристов Джокович не принял и постановил, что министр принял решение законно. «Обоснованность и мудрость решения суд не определяет», – сказал главный судья Джеймс Оллсоп.

***

Джокович уже выпустил заявление, в котором признал поражение.

«Сейчас я возьму перерыв, чтобы отдохнуть и восстановиться, а дальнейшие комментарии буду давать потом.

Я чрезвычайно разочарован решением, которое означает, что я не смогу остаться в Австралии и поучаствовать в Australian Open. Но я уважаю это решение и буду сотрудничать с властями по вопросу моего отъезда из Австралии.

Мне неловко, что последние недели внимание было на мне, и я надеюсь, что теперь мы можем сосредоточиться на игре и турнире, которые я люблю. Хочу пожелать успешного турнира игрокам, работникам соревнований, волонтерам и болельщикам по всему миру.

И хочу поблагодарить свою семью, друзей, команду, болельщиков и соотечественников за постоянную поддержку. Вы придавали мне очень много сил».

Источник: sports.ru