Федерация могла озолотить Трусову, Щербакову и любую из пар, но решила не выделять никого – и это проигрышная стратегия

Накануне финала командного турнира Федерация фигурного катания России приняла, пожалуй, самое странное из всех возможных решений по заменам на произвольную программу – не делать их в принципе.

Даже опция поменять воскресным утром Марка Кондратюка на Евгения Семененко или Андрея Мозалева выглядела бы более логичной – в конце концов, ее всегда получится оправдать слишком коротким восстановительным периодом перед личным турниром. Кажется, внятное объяснение при желании можно подобрать даже для уже легендарной замены Синициной/Кацалапова на Дэвис/Смолкина: Степановой и Букина все еще нет в Пекине, а Никиту весь сезон преследовали боли в спине.

Чтобы понять, насколько необычно поступила федерация, достаточно представить, что в Пхенчхане от командного турнира отлучили Медведеву под предлогом того, что с обеими программами прекрасно справится свежая 15-летняя чемпионка России и Европы. Из всех стран, прошедших в произвольную, ни одной замены не сделала только наша.

Парадокс в том, что пекинская сборная – самая сильная, которую Россия в принципе когда-либо привозила на Игры. Еще ни разу в ней не сходились три действующих чемпиона мира, а вторые и третьи номера в половине дисциплин не были настолько хороши, что могли бы без ущерба для результата заменить первых.

Федерация могла озолотить Трусову, Щербакову и любую из пар, но решила не выделять никого – и это проигрышная стратегия

Если отбросить полушутливые теории о том, что замены проигнорировали, чтобы не увеличивать размеры призовых для фигуристов, на первый план выходят две причины: федерация опасается сильных прокатов соперников или чиновники просто не смогли выбрать между равнозначными вторыми и третьими номерами в парном и женском катании.

Убедительности первой версии добавляет не совсем удачный первый день командного турнира, когда практически гарантированные 10 баллов в танцах и парах обернулись девятью. Но математически вероятность повторения такого исхода минимальна: свой самый слабый вид Россия прошла успешно, а в парном катании проигрывать больше некому. Предсказать, что Суй/Хань не выйдут на произвольную, было элементарно: Китай с трудом попал в финал и не претендует даже на бронзу.

Без форс-мажоров в последний день командного турнира Россия (уже превосходящая США на 3 очка) должна добавить еще по 1 баллу отрыва в танцах на льду, 1-3 – в парном катании и 1-2 – в женском. Если представить, что Синицина/Кацалапов проигрывают Чок и Бейтсу, Чен обходит Сакамото, а американская пара становится второй, запас все еще остается комфортным.

Даже канадская федерация в Пхенчхане рискнула сделать замену в своей команде мечты, назначив олимпийской чемпионкой Габриэль Дейлман. Если бы Уивер и Поже чуть лучше оценивали в сезоне-2017/18, вероятно, шанс в произвольном дали бы и им.

Удивительно, что до Пекина наша федерация всегда максимально использовала замены, даже если они казались невыгодными (Тарасова/Морозов на Забияко/Энберта в Пхенчхане) или бессмысленными (Боброва/Соловьев – на Ильиных/Кацалапова в Сочи). Лидеров отпускали готовиться к личным турнирам, а вторым номерам давали возможность получить медаль – а это не только моментальные призовые, но и олимпийские стипендии, бонус для участия в ледовых шоу и, в конце концов, повышение медийности, соответственно и шансов на рекламные контракты.

Да, Липницкая была вынуждена катать в Сочи за команду две программы. Но сравнивать ее и Сотникову с нынешними Трусовой, Щербаковой и Валиевой несправедливо: никто не ждал от участниц Игр-2014 золота личного турнира, а стабильность и достижения Аделины накануне ее Олимпиады не идут ни в какое сравнение с теми, какие сейчас есть у той же Ани.

Федерация могла озолотить Трусову, Щербакову и любую из пар, но решила не выделять никого – и это проигрышная стратегия

Все это заставляет задуматься о второй версии: федерация просто побоялась внутренних конфликтов из-за командного золота. В самом деле – сложно выбрать между Трусовой и Щербаковой или Бойковой/Козловским и Тарасовой/Морозовым, поскольку все они способны уверенно брать первые места в произвольных своих видов.

Теперь никто не упрекнет чиновников в том, что они отдают преференции Москвиной или Тутберидзе. В каждом виде катаются лидеры – обижаться формально можно только на самого себя за то, что ты был недостаточно хорош по сезону.

Это безопасный, но крайне безынициативный вариант. В свое время Олимпиада в Сочи стала мощным толчком для Столбовой и Климова (другое дело – как они и, в первую очередь, их тренер распорядились этим багажом), которые безупречно откатались в произвольной командного турнира. Почему те же Бойкова и Козловский, очевидно остающиеся минимум на один олимпийский цикл, не заслужили аналогичной возможности красиво стартовать из Пекина в новое четырехлетие?

Для Трусовой и Щербаковой Игры в Пекине, наоборот, с немалой вероятностью станут последними. Именно с Ани и Саши четыре года назад началась квадовая революция, вершиной которой стала Камила Валиева. Неужели любая из этих девушек не заслужила возможности получить хотя бы командное золото – и даже не прошлыми достижениями, а реальным прокатом, который наверняка будет сильнее, чем у любой иностранной соперницы?

Федерация могла озолотить Трусову, Щербакову и любую из пар, но решила не выделять никого – и это проигрышная стратегия

Пытаясь найти справедливое решение по заменам в командном турнире, федерация игнорирует то, что субъективность фигурного катания в принципе не предполагает справедливости – иначе на коньки давно повесили бы датчики, а судей в разы чаще отстраняли бы за пристрастные решения.

Справедливо ли то, что чемпионка почти всех турниров в сезоне-2019/20 Алена Косторная еще ни разу не была на ЧМ и даже не попыталась отобраться на Олимпиаду из-за травмы? Есть ли справедливость в положительном тесте на коронавирус за две недели до Игр у Коляды? Справедливо ли то, что Букина и Столбову (а значит, и их партнеров, к которым у МОК не было претензий) не пустили в Пхенчхан четыре года назад?

Олимпийская чемпионка-2018 Габи Дейлман собственными силами заработала только 15 место в женском разряде. Аналогичная позиция была у бронзовых призеров тех Игр в команде Алексы Шимеки и Криса Книрима. Помните Мариссу Кастелли? А это третье место сочинской Олимпиады в команде (и девятое – в турнире спортивных пар).

Да, нынешние правила командного турнира порождают некоторое количество «случайных» призеров и даже чемпионов – тех, кто получает медали исключительно за счет коллег. Но ни Щербакова с Трусовой, ни обе российские спортивные пары точно не были бы случайными пассажирами, заработавшими призовые талантом более сильных участников.

Может быть, два проката в командном турнире пойдут на пользу самим лидерам? Вряд ли. Мишина и Галлямов выиграли Евро с мировым рекордом в произвольной программе – теперь любой иной результат в командном турнире будет откатом. Валиева была практически безупречна весь сезон – очередной идеальной произвольной она никого не удивит, а вот любая оплошность в сочетании с не самым удачным (исключительно по меркам самой Камилы) «Болеро» на Евро может поселить неуверенность внутри самой спортсменки.

А самое главное – на коронавирусной Олимпиаде, где до личных турниров пар и девушек остается больше недели, каждый день – возможность получить положительный тест и больше не выйти на лед. И в такой ситуации крайне недальновидно лишать звезд сборной уже гарантированной медали.

Больше олимпийских текстов – в телеграм-канале автора

Источник: sports.ru

1 комментарий

Добавить комментарий