Клубы РПЛ больше месяца ведут публичную дискуссию о расширении лиги. За него публично высказывались президент «Урала» Григорий Иванов, президент тульского «Арсенала» Гурам Аджоев, генеральный директор «Уфы» Шамиль Газизов, генеральный директор «Краснодара» Владимир Хашиг и член наблюдательного совета «Химок» Роман Терюшков.
Сначала клубы просто высказывались, но в итоге проголосовали за. И теперь до изменения формата лиги – всего один шаг.
10 клубов проголосовали за, 5 – против, 1 («Спартак») воздержался. На самом деле «Спартак» против, но на прошлом собрании, где и проводилось голосование, представителя клуба не было.
Формально клубы поддержали такую схему: никто из РПЛ не вылетает, заходят два первых места ФНЛ (но могут и не зайти, если не пройдут лицензирование – таков российский футбол).
Это решение клубов – не окончательное. Чтобы оно вступило в силу, его должен одобрить исполком РФС.
Единства явно нет и внутри лиги.
«Не знаю, как смотреть в глаза коллегам из ФНЛ, – сказал по итогам собрания генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев. – Не стоит торопиться сейчас. Даже, например, расширение. Да, звучит логично. Но если удастся вернуть еврокубки, то что делать дальше? Сокращать чемпионат опять?»
Хачатурянц поддержал клубы, но с оговоркой про спортивный принцип.
«Моя точка зрения: любое изменение регламента и исключение стыков – нарушение спортивного принципа, – сказал Хачатурянц. – Это факт. Но мы оказались в чрезвычайно форс-мажорной ситуации. Клубы наигрывали определенные составы, а теперь оказались в разных ситуациях. Где-то уехали 8, где-то – 5, где-то – 2 легионера. В этом случае тоже происходит нарушение спортивного принципа.
Что больше нарушение – решать РФС. Думаю, сразу решение принято не будет. Вопросы – из-за нарушения спортивного принципа, финансов, состояния стадионов. Предстоит многофакторный анализ.
Как президент лиги, я представляю команды лиги. Если большинство хочет расширения, я не могу это не поддержать. Хотя мое мнение – нарушение спортивного принципа происходит в обоих случаях. В любых других обстоятельствах это было бы неприемлемо. Но мы не знаем, как закончится чемпионат, сколько клубов закончит. Есть мнение клубов, которое мы передали в РФС.
Сегодня я получил 17-й голос. Как человек, который голосовал бы и знает ситуацию, поддержал бы решение [о расширении]».
Еще ни разу в истории президент РПЛ не мог участвовать в голосованиях клубов лиги.
Теперь Ашот Хачатурянц, как и хотел в ноябре, получил право голоса. Для этого изменят устав организации.
«Буду просить право иметь 17-й голос наравне с клубами. С точки зрения повестки в РПЛ это имеет значение», – говорил президент лиги четыре месяца назад.
Кажется, это решение сейчас важно не столько для повестки РПЛ (Хачатурянц скорее соглашается с инициативами клубов), а как элемент поддержки главы лиги. По итогам собрания он сказал, что на фоне санкций и тотальной изоляции российского футбола сильно потерял мотивацию, но не хочет бросать клубы.
«Клубы выступили с инициативой дать мне голос, они на меня надеются, – сказал Хачатурянц. – Я планирую работать и пройти этот период с клубами».
Юридически голосование пока ничего не значит. Это только выражение мнения клубов, а решение принимает РФС. Заседание исполкома – уже в среду.
РФС неоднократно блокировал попытки РПЛ расшириться до 18 команд.
В первый раз это случилось весной 2019 года.
Во второй – в январе 2020-го. Тогда клубы рассматривали несколько вариантов изменения формата чемпионата: добавление плей-офф и подгрупп (увеличивали общую выручку клубов лиги) и расширение до 18 команд (уменьшало доходы клубов). В лиге снова проголосовали за расширение. Но РФС отказал.
Похоже, правда.
– Ряд клубов из средней части таблицы знают точно, какое количество футболистов не вернутся после международных матчей. Это даже не про молодежь. Травмы, красные карточки. Некоторые могут просто не доиграть.
– Пока они играют, сказать не могу. Но могу сказать, что обсуждал это с акционерами некоторых клубов и говорил, что не нужно этого делать.
– Я надеюсь, что этого не произойдет. Не раз говорил с руководителями клубов. Надеюсь, моего авторитета хватит.
– Вам никто сейчас не ответит, сколько клубов будет играть. Мы должны быть уверены, что клубы ФНЛ должны иметь шанс на стыковые матчи или право играть в РПЛ.
И должны посмотреть, как закончится чемпионат. Сколько доиграет и будет играть – вопрос. Чемпионат не привязан к цифре 16 или 18.
Изучат.
«По системе «весна-осень» было обсуждение, – сказал Хачатурянц. – В момент, когда предлагалась эта схема, предлагались ее плюсы. Предложил проанализировать, что из этих плюсов сработало, а что – нет. Детальнее будет ближе к маю. Будем думать и принимать решение. Но в приоритете другие вопросы».
«Больше 4 месяцев велись переговоры с одним из английских клубов, который видел участие в одном из российских клубов. Причем сначала в одном, потом в другом клубе. Это была бы уникальная инвестиция западного капитала. Но все отложилось. Хотя генеральный менеджер клуба встретился, два с половиной часа обсуждали мою стратегию российского футбола и их видение».
Теперь проект заморожен.
«Ждем распоряжение правительства и подзаконные акты. Закончена работа по обследованию всех стадионов по приказу МВД №1092. Выявлены недостатки, которые нужно устранить.Планируем обратиться, чтобы получить целевое финансирование для этого. Но ситуация понятна почти по каждому стадиону, кроме клубов ФНЛ».
Пока не очень понятно. Хачатурянца спросили, есть ли уверенность, что он сохранится, он ответил: «Есть надежда». И добавил: «Но могу сказать, что на следующей неделе объявили тендер на титульное спонсорство. Сейчас самое крупное предложение в разы больше предыдущего. От «Совкомбанка». Будет открытый конкурс. Преимущественное право «Тинькофф» не использовал»
«Мотивация сильно уменьшилась, 80 процентов концепции [развития РПЛ] сейчас неактуальны. Это связано и с количеством легионеров, и с тем, чтобы стать более имплементированными в европейский футбол. Чтобы больше иностранцев играло в России, а наших – в Европе».