Когда все плохо, меняем тренера: как часто в РПЛ это помогает?

8 просмотры

Эта зима – время перемен сразу для двух клубов РПЛ. «Спартак» и «Краснодар» рассчитывают, что Паоло Ваноли и Даниэль Фарке решат старые проблемы и подбросят команды на несколько мест выше. Смена тренера – вообще самое универсальное решение проблем в футболе. Но насколько оно работает? После увольнения Оле-Гуннара Сульшера аналитик The Athletic Джон Мюллер выпустил полушуточный текст «А «МЮ» вообще нужен тренер?» Вывод такой: исторические данные (сравнение стоимости игроков и среднего количества очков за матч) подтверждают, что вклад тренера не такой значительный, как принято считать. Основа успеха/провала – уровень футболистов. 

Работает ли эта теория для РПЛ? Давайте проверять. 

Когда все плохо, меняем тренера: как часто в РПЛ это помогает?

Возьмем в выборку самые успешные клубы десятилетия – по суммарным очкам за этот период «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Локомотив» и «Краснодар» сформировали ярко выраженный топ-5.

Дальше сравним два показателя: турнирное место клуба за каждый сезон и уровень команды относительно конкурентов. Как оценить уровень? Неидеальная, но лучшая из имеющихся метрик – оценочная стоимость состава на Transfermarkt. Мы уже рассказывали, что у цен на игроков в этой базе мало общего с реальностью, они не подходят для прогнозирования стоимости трансферов, но при этом неплохо помогают сопоставить команды в рамках одной и той же лиги.  

Наша цель простая: понять, как часто первый клуб по стоимости состава занимает первое место в таблице, второй – второе и так далее. Конечно, футбол не имел бы смысла, если бы команды в таблице всегда расставлялись по стоимости игроков на ТМ. Но как сильно команды отклоняются от ожидаемых мест и насколько на это влияют тренеры? 

Пройдемся по каждому клубу из топ-5.

Рисуем карты зависимости результатов от стоимости команды.

Для наглядности мы обозначим зоны по цветам. Зеленая – команда в таблице РПЛ оказалась выше, чем в рейтинге стоимости составов, красная – ниже. Чем насыщеннее цвет, тем значительнее разница ожидаемого места (по стоимости) с реальным.

И финальная оговорка: учитываем место по стоимости составов после зимней паузы (по состоянию на март). Если брать стоимость на старте сезона, то упустим усиления. А если данные после финиша сезона, то получим нежелательное искажение – на стоимость, указанную на ТМ, может повлиять успех/провал клуба по результатам чемпионата. Поэтому берем архивные данные на тот момент, когда финальный расклад еще никому не был известен, но стоимость состава уже была скорректирована зимними трансферами. 

Начинаем с «Краснодара». 

Когда все плохо, меняем тренера: как часто в РПЛ это помогает?

• В 4 сезонах из 10 клуб финишировал в пределах ожидаемого (отклонился максимум на одну строчку от рейтинга стоимости составов), а в семи из десяти – в зоне плюс-минус двух мест. И лишь в трех оказался дальше – 10-е место при Муслине (с 7-й командой по составу), 3-е место при Кононове (с 6-й командой по составу) и 10-е место при Мусаеве/Гончаренко (4-е по составу).

• Олег Кононов возвышается над остальными – почти всегда удивлял в лучшую сторону – в сезоне-14/15 подпрыгнул на три места выше ожидаемого. Игорь Шалимов – похожая история. Ни одного сезона, когда клуб показывал результат ниже своих возможностей. 

• Главный провал – третий сезон Мурада Мусаева. При нем команда упала на восьмое место, а когда весной ее подхватил Виктор Гончаренко, провалилась вообще на десятое. 

Конечно, нельзя воспринимать цифры вне контекста. На результат повлияло много факторов – например, Ари пропустил полгода из-за травм, из-за вируса вылетал Кабелла, из-за повреждений – Классон и Берг. Владелец «Краснодара» Сергей Галицкий все еще высоко оценивает работу тренера-воспитанника.

«Вы все смеялись, когда мы назначили Мусаева. Но вы должны признать, что он достойно отработал», – сказал владелец в недавнем эфире на «Матч Премьер».

• И еще важное: после двух из четырех тренерских перестановок команда ухудшила результаты (относительно стоимости состава) – речь о передачах команды от Кононова к Шалимову и от Шалимова к Мусаеву.

Когда все плохо, меняем тренера: как часто в РПЛ это помогает?

• «Локо» удивляет. Команда держалась в топ-4/5 по стоимости состава все десятилетие, но вечно скакала по таблице. Только шесть сезонов в зоне плюс-минус два места от ожидаемого. 

• Худший результат среди тренеров, которые продержались целый сезон – у Славена Билича. Хорват получил не самую топовую команду, но 9-е место – это слишком. Игорь Черевченко избежал серьезных падений, но из той команды, вероятно, можно было выжать чуть больше, и следующий тренер это доказал.

• Юрий Семин перед сезоном-2017/18 получил Игоря Денисова, Соломона Кверквелию и Мачея Рыбуся и взял чемпионство, хотя был пятым по стоимости состава. Дальше и при Семине, и при Николиче «Локомотив» как минимум не проваливался по результату, выжимая из состава почти максимум. 

• Три тренерские перестановки сработали в плюс (относительно стоимости состава), три – в минус. Вероятность, что смена тренера поможет «Локо» прибавить – 50%. 

Когда все плохо, меняем тренера: как часто в РПЛ это помогает?

• Кто бы ни руководил командой, она вот уже девять лет в зоне плюс-минус два места от ожидаемого по стоимости состава. Зачем тогда все эти потрясения? Присмотримся внимательнее.

• «Спартак» превзошел ожидания только при двух тренерах за 10 лет – речь про Массимо Карреру и Доменико Тедеско. Важно отметить, что в чемпионский сезон у «Спартака» был второй по стоимости состав в РПЛ, такое за 10 лет повторилось лишь однажды – в следующий сезон Карреры (тогда стали третьими). Приобретения Зобнина на пике, Фернандо и Луиса Адриано – сильнейшая трансферная кампания «Спартака» за 10 лет, и это значительно повлияло на итог чемпионской гонки, но поддержать уровень состава не получилось. 

• Пробуксовка на старте 2010-х связана не с тренерами, а с уровнем состава. Второе место Карпина– все же стечение обстоятельств, если смотреть на результаты и уровень состава последующих сезонов. 

• В некоторых случаях сложно однозначно оценить, сработала ли смена тренера. Например, назначение Эмери вместо Карпина, а затем Карпина на Якина транзитом через Гунько почти не повлияли на «Спартак», он был одинаково малоэффективен. 

В целом и в «Спартаке» работает правило 50-процентного попадания с тренером: команда прибавляла при переходах от Якина к Аленичеву, от Аленичева к Каррере и от Кононова к Тедеско, но тускнела от назначений Эмери после Карпина, Кононова после Карреры и Руя Витории после Тедеско. 

Когда все плохо, меняем тренера: как часто в РПЛ это помогает?

• За 10 лет клуб ни разу не выпадал из топ-3 по стоимости состава и в 70% случаев был в топ-3 турнирной таблицы. Правда, оказывался ниже начиная с сезона-2018/19.

• Леонид Слуцкий трижды приводил команду к чемпионству со вторым составом по лиге и в большинстве случаев выжимал из игроков максимум.

• При Гончаренко ЦСКА уже не был так финансово устойчив, поэтому падение в одно-два места в таблице неудивительно. Но вот сезон-2020/21 похож на провал. Шестое место с Влашичем и Фернандесом в составе – точно ниже возможностей команды, хотя нельзя забывать, что Гончаренко ушел, когда ЦСКА по очкам шел вровень с «Сочи» и «Локомотивом» (3-5 место).

Когда все плохо, меняем тренера: как часто в РПЛ это помогает?

• Все 10 лет «Зенит» первый по стоимости состава, но только сейчас это конвертировалось в постоянный успех. И здесь сложно сослаться на увеличение отрыва от второго места: например, в 2014-м «Зенит» опережал преследователей по стоимости на 40 млн, а в 2020-м – на 30. 

• Роберто Манчини – единственный тренер, который не смог попасть хотя бы в тройку с сильнейшим в РПЛ составом. 

Когда все плохо, меняем тренера: как часто в РПЛ это помогает?

• В 70% случаев «Зенит» финишировал в двойке, в 90% – в тройке. Самая предсказуемая команда лиги. 

• В половине случаев клубы финишировали в зоне плюс-минус одного места от ожидаемого по стоимости состава. 

• В 80% случаев – в зоне плюс-минус два места. Но это уже достаточно широкий диапазон – например, с третьим составом можно стать как первыми, так и пятыми. И место в этом промежутке в какой-то степени зависит от тренера. 

Но в какой? Точно ответить нельзя, но можно попробовать определить, как улучшались/ухудшались результаты после увольнений.

• В 8 случаях следующий тренер оказывался эффективнее предыдущего, в 11 – наоборот. Получается, вероятность положительной встряски – менее 50%. Но есть нюанс. В первый сезон после смены улучшение (или сохранение уровня) в 14 случаях, ухудшение – в 7. Это говорит, что в краткосрочной перспективе встряска работала с двух случаях из трех. А вот дальше у некоторых начинались проблемы. Вывод: увольнять надо чаще? 

Когда все плохо, меняем тренера: как часто в РПЛ это помогает?

• Из 27 тренеров только четверо (Муслин, Мусаев, Слуцкий, Гончаренко) получали возможность отработать полный следующий сезон после того, как команда показала результат ниже своих возможностей. И только один из них оправдал доверие: после третьего места в сезоне-2011/12 ЦСКА Слуцкого стал чемпионом. За неудачными сезонами Мусаева, Муслина и Гончаренко следовали еще более неудачные. Так что смена тренера, когда команда падает ниже своего уровня, не такая уж плохая идея. 

В 9 случаях из 10 чемпионат брала команда из топ-2 по стоимости. «Локомотив» Семина в 2018-м – настоящее чудо. 

Вывод: для победы в РПЛ нужен топовый бюджет – чтобы набирать топовый состав. Роль тренера важна, но все же вторична. Сергей Галицкий это подтверждает.

«[Для чемпионства] нужно иметь такой же бюджет, как у «Зенита». Чудес не бывает. Не видел, чтобы «ПСЖ» с таким бюджетом последние места занимал».

Первый состав РПЛ в этом сезоне снова у «Зенита», дальше «Спартак» (9-й в таблице) и «Краснодар» (3-й), «Динамо» (2-е), ЦСКА (4-й) и «Локомотив» (6-й).

Источник: sports.ru