Нашу сборную по фигурному катанию – потенциально самую золотую и медальную на Олимпиаде-2022 в Пекине – окружают слухи и домыслы. Все началось еще до предолимпийского сбора в Красноярске, куда так и не приехали чемпионы России – танцоры Александра Степанова и Иван Букин.
Они же не вылетели вместе со всеми в Пекин (рейс был запланирован 1 февраля как раз из Красноярска) – официальных причин мы так и не узнали. Правда, пресс-атташе федерации Ольга Ермолина заметила, что «все идет по индивидуальному плану». План, конечно, интересный, учитывая, что остальная команда приземлилась в Пекине и уже активно готовится к соревнованиям.
Хореограф Даниил Глейхенгауз (на фото ниже) и гендиректор федерации Александр Коган тоже остались в России – видимо, у них еще более индивидуальный план. Но Глейхенгаузу и Когану не выходить на лед, не помогать в команднике – их отсутствие так или иначе переживем.
Ситуацию вокруг сборной еще более запутали новости, противоречащие друг другу:
Что это все значит? Не нужно играть в детектива, чтобы понять: всему виной слово из 5 букв – и сейчас не время честных объяснений, не время раскрывать результаты пцр-тестов и историю болезни. Это невыгодно и даже глупо. Приходится выкручиваться и сочинять про «индивидуальные планы», говорить что угодно (хоть про мороз или более мягкую подушку дома), но не обнаженную правду.
Мы сейчас ни на кого и ни на что не намекаем – более того, уверены, что так же размышляют не только в сборной России.
Почему? Ну вот такой безжалостный ковид-протокол Пекина… Такого никогда не было и, дай Бог, не будет.
В федерации работают умные, хотя и очень ранимые и обидчивые люди. Если официально объявить, что у кого-то из спортсменов ковид, значит, нужно собирать к тонне документов еще две тонны, а затем получить разрешение оргкомитета, который попросит за 8 дней до вылета сдать минимум три теста (один на антиген) – и это еще не гарантирует того, что Пекин-2022 зажжет тот самый зеленый QR-код. Там крайне неохотно дают допуски тем, кто только что переболел или болеет до сих пор.
И все это время, время, время… Которого катастрофически нет.
Вы спросите: но если человек болен, как это скрыть на самой Олимпиаде, где тестируют ежедневно и гораздо серьезнее, чем в России? Ответ простой: это точно не спасет от возможных неприятностей (здесь более чувствительные тесты, а в аэропорту возьмут еще из носоглотки), но лучше дождаться выздоровления дома и все же попытаться прорваться в Пекин, чем честно рассказать о болезни заранее и практически лишить себя шансов.
Да, китайцы так запугали мерами, что спортсмены, тренеры и чиновники еще 100 раз подумают, чем расскажут вам, что кто-то болеет. А как не заболеть сегодня? Омикрон заразнее дельты, альфы, меги и прочих штаммов, которые вообще обнаруживали.
Еще раз: тайны, загадки, слухи, домыслы – особенность пекинской Олимпиады. В угадайку играют не только фигуристы, но и хоккеистки, которые отменили контрольные матчи и тренировки, а теперь выяснилось, что в команде 6 положительных тестов 🤷♂️.
Поэтому давайте сделаем вид, что все в порядке. Лучше выздороветь дома, чем сесть на карантин здесь, в Китае. Иначе шансов дебютировать на Олимпиаде у тех же Степановой и Букина точно не будет.
***
Только что наша федерация частично объявила состав на командный турнир. По коротким программам/ритм-танцу как раз наступила ясность: Камила Валиева, Марк Кондратюк, Анастасия Мишина – Александр Галлямов, Виктория Синицина – Никита Кацалапов.
Лидеры сборной, понятный выбор. Который, впрочем, не отвечает на важнейшие вопросы: в каких видах у нас будут замены и на кого? Россия тут – явный фаворит, и при правильном комплектовании вопрос по золоту решится задолго до последних прокатов. Поэтому и логично омедалить как можно больше людей.
На этот момент доступны все, кроме Степановой и Букина. Их загадочное исчезновение, конечно, подталкивает к догадке, но важно другое. Без них дверь в командник приоткрывается для Дианы Дэвис (дочери Тутберидзе) и Глеба Смолкина.
Они свежие вице-чемпионы России, уступили только Степановой – Букину, но по статусу все же третий номер в стране. Кто забыл, на ЧР после ритм-танца снялся наш флагманский дуэт Синицина – Кацалапов. Снялся из-за травмы спины партнера – это у него хроническое.
Так вот, раньше для попадания Дэвис и Смолкина в командник требовалось сочетание двух условий:
1) федерация решила или вынуждена сделать замену в танцах;
2) для выхода на замену недоступны Степанова – Букин.
Со вторым условием разобрались. Что насчет первого? Все это звучит как набросок очень плохого триллера, но ведь и вводные для него – соответствующие:
• на проходом ноябрьском «челленджере» в Варшаве баллы Дэвис и Смолкина – далеко не лидеров по юниорам даже в России – взмыли в космос. Танцы – сложнейший вид для оценивания, многое (не все, но правда многое!) сводится к вкусовщине. А значит, и простор проявить симпатии или, наоборот, придержать кого-то больше, чем в любом другом виде.
После варшавской странности наш постоянный фигурный автор Алексей Авдохин написал: теперь Дэвис и Смолкин – очевидные кандидаты на поездку в Пекин;
• еще дальше пошла Наталья Скопцова – мать фигуристки Анастасии Скопцовой, которая выступает в дуэте с Кириллом Алешиным.
«Об этом уже все говорят: на командном турнире Олимпиады будет замена на произвольный танец, типа у Никиты (Кацалапова) спина и все такое. И Дэвис – олимпийская в команде», – написала Скопцова-старшая в инстаграме.
Даже пожар в комментариях и директе ее не смутил. Наоборот, намеков только прибавилось: «Многие пишут о каких-то извинениях, которые я кому-то должна принести. Извиняются обычно если кого-то обидели! В моем комментарии нет осуждения конкретных спортсменов.
Моя дочь любит фигурное катание и продолжает заниматься им уже 17 лет. Ей нравится побеждать, но не любой ценой, пройдя по головам! Поэтому все ваши попытки обвинить меня в том, что я испортила всю карьеру моей дочери – бессмысленны!»
• на ЧР для Дэвис и Смолкина все сложилось как надо: Синицина – Кацалапов снялись, экс-третий дуэт Загорски – Гурейро из-за проблем со здоровьем еле докатал программу, все выглядело очень слабо.
В остальном конкуренции как будто и быть не могло. Егор Базин – партнер Елизаветы Худайбердиевой – проиграв на льду, мог только бить в колокол после:
«Не только одна пара пытается отобраться на Олимпиаду. Мы все пытались… Другое дело, что мы отдаем за этот шанс всю жизнь. Тренируемся… Пытаемся…
Худайбердиева: И играем по правилам.
Базин: А этот шанс у нас отбирают. У всех. Ну, у многих, кто бы хотел это сделать. Не буду говорить, кто и что. Все прекрасно знают. Никого не обижаю, но спорт должен оставаться спортом».
Алексей Авдохин – наш редакционный летописец взлета Дэвис и Смолкина – подытожил такой удачный для них ЧР:
Оставалось ждать Евро, хотя даже 8-е место там ничего принципиально не изменило. Важнее был сам факт: есть дебют на гранд-турнире, закрепленный статус третьей пары, знакомство с судьями, впереди Олимпиада.
Для попадания в командник (и на олимпийский пьедестал) теперь – всего один шаг. Очень хочется поберечь спину Кацалапова перед личным турниром, иначе предстоит катать два танца за четыре дня или четыре танца за 11…
Тем более ключевые прокаты в команднике – именно короткие или ритм-танцы: там по 10 стран-участниц, и в случае провала можно получить крупное отставание в баллах (как Коляда в 2018-м). А произвольные – задача проще: всего 5 участников, лидер заработает 10 баллов, аутсайдер – 6.
К слову, произвольный танец – предпоследний вид в команднике, потом выйдут только девушки, а с нашим набором исполнительниц там все надежно. Так что рискнуть с заменой (или пойти на вынужденную) – почему нет? Олимпийских шансов много не бывает – возьмите тех же Степанову и Букина, у которых подвисают вторые Игры подряд (на прошлые не пустили, на эту их тоже что-то пока не пускает).
Мы в режиме реального времени наблюдаем, как быстро растут амбиции/баллы по ходу сезона. И как остановить такой прогресс? Надо ли?