“Ситуация улучшилась колоссально”. Как создают новое лекарство против рака

© РИА Новости / Илья Питалев / Участки позвоночника больного, пораженные метастазами, на экране монитора в отделе лучевой диагностики в отделении экспериментальной ядерной медицины МРНЦ имени А. Ф. Цыба – филиала ФГБУ “НМИЦ радиологии” Минздрава России

"Ситуация улучшилась колоссально". Как создают новое лекарство против рака

Сегодня в лечении рака достигли невероятных успехов, о которых нельзя было и мечтать еще в конце XX века. В авангарде — ядерная медицина, которую вот уже 60 лет успешно развивают в Обнинске в Медицинском радиологическом научном центре имени А. Ф. Цыба. В День борьбы с раком РИА Новости рассказывает о созданных там уникальных препаратах и технологиях, которые сохраняют жизнь тысячам пациентов.

Лечение заряженными ионами

Три года назад в Обнинске открылся Центр протонной терапии, где лечат самые тяжелые опухоли. Облучают пучком протонов из ускорителя. Только не научного, а компактного медицинского.

Кольцевой синхротрон диаметром всего пять метров установили в отдельном здании. Сюда привозят пациентов, усаживают в специальное кресло, надевают маску и проводят сеанс.

Протоны проникают в ткани на глубину семь-десять сантиметров, при этом пучок практически не рассеивается. Вся его энергия выплескивается в конечной точке пробега — пике Брегга. Частицы поражают клетки и ДНК. Самое сложное — правильно подобрать параметры, чтобы направить луч точно в опухоль, не затронув окружающие ткани. С протонами это легче, чем с электронами и фотонами.

© РИА Новости / Илья Питалев / Комплекс “Прометеус” для протонной терапии рака. Синхротрон (циклотрон) диаметром 5 метров и весом около 20 тонн в отделении экспериментальной ядерной медицины МРНЦ имени А. Ф. Цыба – филиала ФГБУ “НМИЦ радиологии” Минздрава России

"Ситуация улучшилась колоссально". Как создают новое лекарство против рака

Ученые сравнивают протонный пучок со скальпелем, который буквально выжигает злокачественное образование. Только в отличие от реального инструмента он не травмирует соседние ткани. А значит, его можно использовать для неоперабельных опухолей в голове и шее, рядом с критически важными органами.

“Машина настолько элегантно сделана, что ею способны управлять буквально несколько человек — операторы, медицинские физики. У всех высокая квалификация, позволяющая качественно лечить”, — отмечает инженер отдела радиационной биофизики МРНЦ имени А. Ф. Цыба Вячеслав Сабуров.

Эту уникальную установку изобрел российский ученый, сотрудник Физико-технического центра ФИАН Владимир Балакин. Он начинал в Новосибирске под руководством советского физика-ядерщика Герша Будкера, затем переехал в подмосковный наукоград Протвино. Там в 1990-е и воплотил в жизнь свои идеи. В 2017-м его комплекс протонной терапии “Прометеус” получил статус медицинского изделия. А включение в список доступных по ВМП (высокотехнологичной медицинской помощи) помогло расширить круг пациентов. Несколько установок закупили иностранные научные и медицинские организации.

© РИА Новости / Илья ПиталевОтделение протонной терапии МРНЦ им. А.Ф. Цыба, филиал ФГБУ НМИРЦ Минздрава России. Вячеслав Сабуров, инженер отдела радиационной биофизики.

1 из 3

© РИА Новости / Илья Питалев /

Медицинский физик за работой на комплексе протонно-лучевой терапии для лечения онкологических заболеваний. Слева – анатомический макет головы для расчета параметров облучения

2 из 3

© РИА Новости / Илья Питалев /

Пациент готов к облучению пучком протонов для лечения опухоли в носовом отделе головы

3 из 3

1 из 3

2 из 3

3 из 3

“В США работают три таких ускорителя, в Австралии создали первый протонный центр на основе того кольца”, — уточняет Сабуров.

По его словам, “Прометеус” значительно дешевле зарубежных аналогов. А это главное для массового здравоохранения.

“Очень важно было построить его в Обнинске, чтобы развивать эту технологию и сделать доступной для пациентов со всей страны”, — добавляет физик.

В России сейчас три центра протонной терапии, в том числе в Димитровграде и Санкт-Петербурге. А нужно не менее сотни. Только в Обнинске за год лечение получили шестьсот пациентов.

Здесь развивают еще один прорывной метод — ионами углерода. Это довольно тяжелые частицы, требующие больше энергии для разгона. Ученые ИФВЭ в Протвино сделали отдельный канал вывода с крупных научных ускорителей. Испытания на культурах клеток и животных продолжаются не первый год. Результаты весьма обнадеживающие. Физики готовы спроектировать полноценный медицинский центр углеродной терапии.

© ИЯИ РАНПик Брэгга для разных видов излучения. Справа видно, что протоны и ионы углерода резко тормозят в конце своего пробега, сбрасывая всю энергию

Полезная радиация

“Более 80 лет назад, 31 марта 1941-го, в мире впервые применили радиоактивный йод для лечения пациентки с тиреотоксикозом. Это считается днем возникновения тераностики: терапия плюс диагностика. Йод стал самым популярным препаратом в радионуклидной терапии, мы его применяем с 1982-го”, — рассказывает Валерий Крылов, заведующий отделением радиохирургического лечения открытыми нуклидами МРНЦ.

Радиоактивный изотоп — это неустойчивый атом, который излучает энергию и со временем превращается в другой химический элемент. Так, йод-131 испускает мягкое гамма- и рентгеновское излучение, губительное для клеток. Этот изотоп, как и обычный йод, целенаправленно поглощают клетки щитовидной железы для генерирования гормонов, что и сделало возможным терапию.

© РИА Новости / Илья Питалев / Заведующий отделением, врач-радиолог Валерий Крылов в отделении радиохирургического лечения открытыми радионуклидами МРНЦ им. А. Ф. Цыба – филиала ФГБУ “НМИЦ радиологии” Минздрава России

"Ситуация улучшилась колоссально". Как создают новое лекарство против рака

Радионуклиды накапливаются в тканях, их хорошо видно при сканировании в гамма-камере и ПЭТ-томографе. Диагностику нередко сочетают с лечением, используя один и тот же препарат.

Помимо йода, используют множество изотопов, например, самарий-153. Его, кстати, тоже получают в Обнинске. Однако прежде чем лечить этими радионуклидами, нужно получить их в виде препарата, то есть соединить с носителем, доставляющим лекарство в раковые клетки. Это суть таргетной терапии.

© РИА Новости / Илья ПиталевВизуализация метастаз в позвонке с помощью радионуклидов. МРНЦ имени А. Ф. Цыба

Визуализация метастаз в позвонке с помощью радионуклидов. МРНЦ имени А. Ф. Цыба

Именно в МРНЦ впервые в мире создали и испытали таргетный препарат на основе рения-188. Сейчас экспериментируют с лютецием-177 для лечения рака предстательной железы.

Дорогу этому методу проложило открытие особых молекул на поверхности клеток простаты — простатспецифических мембранных антигенов (ПСМА). Когда клетки перерождаются в раковые, концентрация ПСМА-рецепторов увеличивается. Остается только создать связующую молекулу (лиганд), которая узнает ПСМА-рецепторы и прикрепится к ним, и навесить на нее радиоактивный изотоп. Такой комплекс запускают в вену, лиганд по кровотоку находит опухоль, а радионуклид начинает ее разрушать.

© РИА Новости / Илья Питалев / Медсестра вводит пациенту радиоактивный фармацевтический препарат (изотоп йода)

"Ситуация улучшилась колоссально". Как создают новое лекарство против рака

Медсестра вводит пациенту радиоактивный фармацевтический препарат (изотоп йода)

“Это придумали, чтобы выявлять метастазы. Теперь к носителю цепляют боевой заряд, он с помощью альфа- и бета-излучения убивает раковые клетки”, — поясняет Василий Петриев, заведующий лабораторией экспериментальной ядерной медицины.

Все элементы таргетного препарата получают в России. Пептидный носитель поставляет компания “Фармсинтез”, а лютеций-177 вырабатывают в Димитровграде.

Чтобы сделать таргетный препарат, нужно много опытов, в том числе на животных. Им подсаживают злокачественные клетки предстательной железы человека, вводят в хвостовую вену лекарство и смотрят, что происходит.

Лютеций-177 предназначен для самых запущенных опухолей, давших множественные метастазы. Экспериментальное лечение в клинике с 14 мая 2021-го получили уже 30 пациентов, впереди клинические испытания.

“Два-три десятилетия назад выживаемость была в разы ниже, потому что еще не существовало таким емких схем терапии рака молочной и предстательной желез. Сейчас ситуация улучшилась колоссально, в том числе за счет таргетной терапии, обилия радиофармпрепаратов”, — подчеркивает доктор Крылов.

© РИА Новости / Илья Питалев / Заведующий лабораторией экспериментальной ядерной медицины Василий Петриев в лаборатории, где проводят доклинические испытания. Мышам с человеческим раком простаты в хвостовую вену вводят препарат лютеция-177

Ядерный чемоданчик

Чтобы радионуклиды были в любой онкоклинике по стране и миру, их нужно безопасно перевозить. Для этого есть специальные герметичные контейнеры, в которых также готовят растворы, — генераторы, созданные в Физико-энергетическом институте имени А. И. Лейпунского.

“Если он упадет даже с самолета, останется целым”, — всерьез замечает научный руководитель НТК изотопов и радиофармпрепаратов ФЭИ Николай Нерозин.

© РИА Новости / Илья Питалев / Макет мобильного генератора рения-188 “ГРЕН-1” производства АО “ГНЦ РФ – ФЭИ в Государственном научном центре Российской Федерации – Физико – Энергетическом институте Имени А. И. Лейпунского

"Ситуация улучшилась колоссально". Как создают новое лекарство против рака

Внутри — стеклянная колонка с веществом, сорбирующим материнский радионуклид. В данном случае это вольфрам-188 с периодом полураспада 69 дней. Его дочерний изотоп рений-188 используют в радиофармпрепаратах.

“Генератор рения служит до полугода, рассчитан примерно на сто порций. Радиофармпрепарат из него получают в клинике и сразу применяют”, — комментирует физик.

В этом году ученые из ФЭИ зарегистрировали свое изобретение и теперь могут отправлять рений-188 в разные регионы, чтобы с ним экспериментировали. В Обнинске пробуют создавать микросферы с этим изотопом, а также в соединении с альбумином. В мире пока нет ни одного препарата с рением-188, прошедшего все этапы клинических испытаний, и у России есть шанс стать лидером в этом направлении.

© РИА Новости / Илья Питалев / Офтальмоапликаторы с изотопом стронций-90, предназначенные для лечения злокачественных образований глаза

"Ситуация улучшилась колоссально". Как создают новое лекарство против рака

В ФЭИ производят также изотопы актиния-255, которые называют будущим ядерной терапии. Их получают еще только в Германии и США, в основном облучением радия-266 на ускорителе с использованием фотоядерной реакции.

Этот изотоп живет несколько дней, поэтому его постоянно надо нарабатывать. В год в мире удается собрать всего 1,5 кюри, а требуется сто. Чтобы добыть больше, нужно развивать новые подходы, например, в НИИАР в Димитровграде это делают в реакторе. “Уникальный изотоп с периодом полураспада десять дней, у него очень маленький пробег, но большая энергия излучения, и если доставить его прямо в клетки опухоли, то он убьет лишь их”, — заключает Николай Нерозин.

В ближайшее время ученые намерены найти транспортную молекулу для актиния-255.

© РИА Новости / Илья ПиталевМикросферы с изотопом иттрия-90 для лечения поздних стадий рака печени и метастаз в печень