АПЛ все еще на зимней паузе, а английский цикл Sports.ru возвращается текстом про самый громкий клуб этого трансферного окна (нет, не «Ньюкасл»!).
Ранее в сериале:
: «романтичный клуб в до глупости романтичном и сентиментальном городе».
: тут именем главного тренера назван паб у «Терф Мур», а сам стадион считается самым счастливым местом в городе.
: самый прогрессирующий клуб АПЛ, история которого добралась до «Игры Престолов».
: английский юг и Грэм Поттер.
: как на севере приняли шейхов и чем город будет завлекать звезд.
: перерождение Восточного Лондона и банда Мойеса, стремящаяся в ЛЧ.
Эта серия – про «Брентфорд», новый дом Кристиана Эриксена и, по словам его болельщиков, самый хипстерский клуб АПЛ.
Лондон – один из крупнейших городов Европы, по территории уступающий на континенте лишь Стамбулу и Москве (если считать с замкадной территорией Новой Москвы). Административное деление британской столицы причудливо: она состоит из 32 боро (название административной единицы) и Лондонского Сити (исторического центра города с отдельным статусом графства).
33 кусочка пазла делятся на Inner London и Outer London – Внутренний и Внешний Лондон. Разделение довольно условно, но во Внутренний входят районы, известные из путеводителей: Вестминстер, Гринвич, Кенсингтон и Челси, Хаммерсмит и Фулхэм, Камден.
Чем дальше от городского ядра, тем больше районы напоминают пригороды, а не части мегаполиса. Здесь громких названий меньше, а многие боро включают в себя сразу несколько отдельных городков: вам точно знакомы Уимблдон, Уэмбли или Твикенхэм (если вы фанат регби).
Брентфорд силами футбольного клуба тоже наносит себя на карту. Расположившись в Hounslow, он зажат между:
• уютным, аристократичным и дорогим Хаммерсмитом и Фулхэмом;
• зеленым Ричмондом, известным своими парками и близостью к Темзе;
• футбольным Уэмбли;
• аэропортом Хитроу – крупнейшим в Британии и третьим в мире по объемам международных пассажироперевозок.
Но если копнуть глубже в историю Брентфорда, то окажется, что привычное восприятие Западного Лондона как дорогого и аристократичного здесь противостоит истории рабочего класса.
У здания окружного суда в Брентфорде стоит Brentford Monument. В 1909-м подставки под лампы на старом Брентфордском мосту поставили одну на другую и высекли на получившейся колонне 4 главных события в истории города.
• В 54 году до нашей эры во время вторжения в Британию в Брентфорде оказался Юлий Цезарь. Войска полководца двигались с юго-востока страны вглубь, и Брентфорд оказался самым удобным местом на Темзе для переправы.
Археологических подтверждений этой переправы не обнаружено, но сам поход стал для императора уже вторым и завершился условным успехом: территории захватить не удалось, но были заключены соглашения с некоторыми бриттскими племенами, а другие были обложены данью.
Следующие три пункта с монумента будут выглядеть для русскоязычной аудитории куда менее знакомым набором дат и имен:
• В 781-м прошел совет под руководством Короля Мерсии (территория нынешней центральной Англии) Оффы;
• В 1016 году в Битве за Брентфорд Король Эдмунд Железнобокий победил Короля Дании Кнуда Великого;
• И, наконец, в 1642-м в еще одной Битве за Брентфорд роялисты победили парламентариев в Английской Гражданской Войне.
По-настоящему важная для современности история Брентфорда началась с индустриальной революцией. В начале XIX века Grand Junction Canal, начинающийся в Брентфорде, связал Лондон и Темзу с промышленными городами Центральной Англии – Бирмингемом, Ковентри и Лестером.
Главное правило того столетия – развитие города напрямую зависит от того, как близко к большим транспортным артериям он находится. С 1830-х каналу пришлось бороться за трафик с растущей сетью железной дороги, протянувшейся из Лондона на север, и в поисках новых направлений район обратился на запад.
Железнодорожный отрезок Brentford Dock Line нанес Брентфорд на карту Great Western Railway – крупнейшей железнодорожной компании юго-запада Англии и Уэльса. Город оказался на пересечении трех транспортных артерий: водного канала, уходящего в центр страны, тянущейся на запад железной дороги – и Темзы.
Близость к реке определила если не жизнь всего района, то точно судьбу футбольного клуба. В 1889 году гребцы из Brentford Rowing Club создали команду, которая через 132 года влетит в АПЛ – и подпишет Кристиана Эриксена.
Формально гребцы были не единственными основателями. В октябре 1889-го в Брентфорде открыли новую спортивную площадку, и решать ее судьбу взялись две главные спортивные организации района: уже упомянутый Brentford Rowing Club и крикетный Boston Park. Представители двух самых британских видов спорта встретились в максимально подходящем для этого месте – пабе Oxford & Cambridge на берегу Темзы, названном так в честь знаменитой регаты между университетами.
Спортсменам предстояло решить, будут на площадке играть в регби или футбол – гребцы и крикетисты выбирали спорт, которым смогут заниматься зимой. Мнения разделились, и команды договорились встретиться еще раз через три недели. Но основатели гребного клуба Арчер Грин и Джон Хенри Страчан ждать не хотели и в следующие несколько дней подали документы о регистрации футбольного клуба «Брентфорд».
Новорожденная команда унаследовала от гребцов клубные цвета: розовый, бордовый и голубой. Через три года после основания «Брентфорд» заявился в свою первую лигу – West London Alliance, а через пару лет обзавелся своим прозвищем. Среди зрителей одного из матчей оказались друзья форварда Джозефа Геттинса – студента Borough Road College. Они поддерживали команду кричалкой buck up Bs – «взбодритесь, Б-шки», где «Б-шками» называли учеников колледжа. Но местная пресса услышала чант как похожее на слух bees – «пчелы». Так игроки и фанаты «Брентфорда» стали пчелами.
Самые яркие годы в истории «Брентфорда» пришлись на 1930-е. Дебютировав в высшем дивизионе в 1935 году, клуб сразу занял пятое место – до сих пор клубный рекорд. Развить успех помешала Вторая мировая: сразу после войны клуб с постаревшими звездами 1930-х свалился на дивизион вниз, а к 1960-м постепенно скатился аж до четвертой английской лиги. В те годы болельщиков радовали только The Terrible Twins («ужасные близнецы») – пара нападающих Джим Тауэрс и Джордж Франсис, которые за четыре сезона на стыке 1950-х и 1960-х забили на двоих 200 голов в третьем дивизионе.
За время падения «Брентфорд» оказался в самом низу футбольной пирамиды Западного Лондона.
«Это один из самых густонаселенных футбольными клубами районов в стране, – рассказал Sports.ru журналист сайта The Athletic Джей Харрис. – К моменту основания «Брентфорда» «Фулхэм» и «КПР» уже существовали. «Челси» появился позже, но начал добиваться серьезных успехов ровно в тот момент, когда «Брентфорд» стал падать. Этот клуб всегда был четвертым».
Единственному витку узнавания – причем глобального – «Брентфорд» обязан своему старому стадиону – «Гриффин Парк».
Название он получил от пивоварни по соседству: Fuller’s Brewery в 4 км к востоку в начале 1890-х владела садом, на территории которого позже построили стадион. Чтобы обозначить связь с бывшими владельцами, арену назвали в честь грифона на пивном логотипе.
На названии связь с пивом не закончилась: «Гриффин Парк» стал единственным стадионом в Британии, у которого на каждом углу находилось по пабу. Заведения не встроены напрямую в структуру стадиона, а лишь находятся на пересечениях окружающих его улиц, но проблем с предматчевой пинтой у болельщиков явно никогда не было.
Один из пабов – The Griffin – вошел еще и в киноисторию. В 2005-м здесь снимали «Хулиганов Зеленой Улицы», и главное место для посиделок фанатов «Вест Хэма» почему-то телепортировалось в Западный Лондон.
Но главный вид на «Гриффин Парк» всегда открывался сверху. Брентфорд рядом с аэропортом Хитроу, и стадион (как и весь Лондон, имейте в виду) отлично видно, если при посадке сидеть у правого борта. Еще в 1990-х различные компании (преимущественно авиагиганты вроде Qatar или KLM, но и без региональных не обошлось) использовали крышу центральной трибуны как огромный рекламный щит.
Стадион легко мог остаться известнее своих жильцов: до середины 2000-х «Брентфорд» болтался между третьим и четвертым дивизионами. А на 118-й год существования его взялся спонсировать эксперт по беттингу Мэттью Бенхэм – с этого начался взрывной рост клуба.
Подробно историю Бенхэма – фаната статистики, который после работы в банковской сфере ушел в беттинг, в 2010-х купил сначала датский «Мидтьюлланд», а затем и «Брентфорд» – мы рассказывали перед началом сезона-2020/21.
«Брентфорд» – самый продуманный новичок АПЛ: владелец разбогател на умном беттинге и соединил футбол с математикой
С ним расстояние между Лигой 2 и АПЛ «Брентфорд» преодолел за 13 лет. Первая попытка вырваться в элиту была неудачной: в плей-офф Чемпионшипа они обидно проиграли «Фулхэму».
Одновременно болельщики прощались с «Гриффин Парк». 116-летнему стадиону требовалось обновление, но он так плотно вписан в район, что получить разрешение на расширение никак не удавалось, и проще оказалось построить новый 17-тысячный Brentford Community Stadium. Разговоры шли с начала 2000-х, но к реальной стройке приступили в 2018-м, а первый матч провели в сентябре 2020-го.
Джей Харрис объясняет, что некоторая камерность идет только на пользу клубу: «Это все равно самая маленькая арена в АПЛ и, вполне возможно, в Чемпионшипе (в прошлом сезоне меньше были только стадионы «Уиком Уондерерс», «Лутона», «Борнмута» и «Ротерхэм Юнайтед»). Из-за того, что это маленький стадион и маленький район в Лондоне, связь между клубом и сообществом здесь очень мощна. Клуб много работает с местными организациями, проводит самые разные мероприятия: футбольные занятия для детей или людей с ограниченными возможностями, билеты для учеников местных школ. Регенерация района и клуба происходят одновременно».
Как и столетие назад, Брентфорд остается на пересечении всевозможных транспортных путей. Темза все еще рядом, и по каналам бывшего Grand Junction Canal теперь плавают лодки, на которых живут люди. Самолеты заходят на посадку в Хитроу над крышами домов (но не так близко, чтобы будить вас ревами двигателей), а до самого аэропорта – 15 минут на машине. Ветка железной дороги тоже здесь, и поезда South Western Railway довозят до вокзала Waterloo в центре Лондона за 30 минут.
Специалисты по недвижимости давно советовали присмотреться к Брентфорду как к одному из самых перспективных районов столицы – и альтернативе более дорогим соседним локациям. «В нем есть все, что характерно для западного пригорода Лондона, – нахваливали его в тексте The Guardian в середине 2010-х: достаточно приятный старый кирпичный центр, уютные пабы, таунхаусы в георгианском стиле и прекрасные прогулки вдоль Темзы. Все это сочетается с роскошными тренажерными залами и офисами 80-х годов, в которых размещаются финансовые консультанты».
За последние годы в Брентфорде открыли головные офисы крупнейшие компании: Sega, Sky, Vodafone, Mitsubishi, Sony, фармацевтическая GlaxoSmithKline. Во время пандемии сюда переехали сразу несколько моих приятелей, уставших от более центральных районов города: по цене небольшой однокомнатной квартиры в Inner London в Брентфорде можно снять просторное жилье с двумя спальнями и видами на канал.
Здесь действительно приятно и спокойно: шум Лондона остается чуть в стороне, а если любите путешествия на машине, то близость к выезду из города означает кратчайший путь до курортного по британским меркам Дорсета или тихого Уэльса. Но для тишины даже необязательно уезжать: достаточно просто выйти на набережную Темзы и прогуляться или присесть на веранду местного паба. Самые уютные – в районе Kew Bridge, через реку от Королевских Ботанических Садов.
Стадион «Брентфорда» здесь же – в 5 минутах от моста, зажатый между тремя ветками железной дороги. Вокруг него пока не обжито: новые многоквартирные дома только возводятся и, кажется, принадлежат клубу.
Внутри Brentford Community Stadium выглядит как новая квартира после свежего ремонта. Эмблему клуба видно даже из окон проезжающих мимо поездов, внутри свежие, еще не пропитанные годами разлитого пива подтрибунки и мелочи, которые клубу еще предстоит отточить: вроде того, что на топовых матчах еда в буфетах заканчивается еще до начала игры.
Джей говорит, что ощутить себя на новом стадионе как дома очень помог удачный старт сезона: в дебютной игре, открывавшей целиком сезон АПЛ, «Брентфорд» обыграл «Арсенал» (2:0).
«Первый матч в элите за 74 года, первый раз, когда фанаты смогли заполнить новый стадион без ограничений. Если начинаете историю своего стадиона с аншлага и победы над «Арсеналом», это моментально закладывает ключевые воспоминания. Те, в которых все ваши друзья и семья рядом и про которые вы будете вспоминать: я был там, когда это случилось.
АПЛ вернулась полным стадионом и сенсацией: «Брентфорд», не игравший в высшем дивизионе с 1947-го, сломил «Арсенал»
Матчи против «Арсенала» и «Ливерпуля» (3:3), поражение от «Челси» при достойной игре – важные моменты, которые помогли болельщикам эмоционально быстрее привыкнуть к новому стадиону. Многие скажут, что если бы мы переехали сюда после проигранного финала плей-офф за год до этого, то ощущения могли бы быть совсем другими. Но пандемия избавила нас от этого.
Сейчас многие фанатские группы на связи с руководством клуба, и вместе они делают все, чтобы, например, люди, сидевшие вместе на старом стадионе, сидели вместе и здесь. Идет разговор о безопасных стоячих местах, так что да, все будет становиться все лучше и лучше».
В АПЛ вернулись стоячие трибуны – впервые с 1994 года. Даже болельщики «Ливерпуля» не возражают
Кстати, помните историю об основании клуба? От регби «Брентфорд» в итоге никуда не делся: новый стадион клуб делит с регбийной командой London Irish – именно поэтому в трансляциях иногда заметна регбийная разметка на поле.
Я была на двух домашних матчах «Брентфорда» в этом сезоне: против «Сити» и «МЮ». Оба хозяева проиграли, но по атмосфере эти матчи были в числе лучших за зиму. Публика здесь живая – и так яростно гонит свою команду вперед, что жителям новостроек у стадиона лучше поставить окна с хорошей звукоизоляцией. Возможно, такой поддержке помогает смесь поколений на трибунах: к хардкорным фанатам, заставшим команду в глубинах футбольной лиги, добавилась живущая здесь молодежь и большое количество детей, которые на футболе всегда эмоционируют как никто другой.
«Многие, кто вырос в Брентфорде и кому сейчас 40-50 лет, больше не живут здесь, – предполагает Джей. – Но мы совсем рядом с железнодорожной станцией, рядом с автострадой. И те, кто смотрел матчи в Лиге 2 и Лиге 1, эти несгибаемые фанаты, – они все еще здесь и приезжают на все матчи!
Но у клуба много новых болельщиков. На новом стадионе вместимость увеличилась в полтора раза, мы видим множество детей на трибунах, которые в восторге от возможности увидеть футбол Премьер-лиги. Возможно, пару лет назад эти дети болели за «Челси» или «Фулхэм», но благодаря успеху «Брентфорда» и уникальности клуба теперь они здесь».
Слышали Hey Jude на матчах «Брентфорда»? 50 лет назад диктор включал песню для возлюбленной – фаны превратили в гимн
Джей поясняет, что в рамках подготовки к этому сезону «Брентфорд», который стал 50-м клубом, сыгравшим в АПЛ, специально тиражировал свой уникальный имидж: «У них нет академии: они закрыли ее 6 лет назад, хотя есть команда Б. Клуб делает вещи немного по-другому, и он очень открыт к тому, чтобы люди больше узнавали про них. Кто-то назовет их хипстерами или нердами – из-за того, что они делают со статистикой».
Зимой ощущение сказочности немного притупилось: «Перед началом сезона фанаты говорили, что они просто хотят наслаждаться каждой секундой этого приключения. Многие думали, что мы сразу будем стоять на вылет, но, к приятному удивлению, мы, кажется, находимся в безопасности. Магия первых месяцев немного прошла, потому что мы проиграли «Бернли» и «Норвичу» – командам внизу таблицы. Это весело, когда вы здорово играете с «Ливерпулем» и «Арсеналом», но если проигрываете тем, кто ниже вас, это сильно бьет по морали».
Новый виток волшебства болельщикам подарили в последний день трансферного окна, когда клуб подписал Кристиана Эриксена, который станет отличным дополнением к датской диаспоре в клубе. За «Брентфорд» уже играет 7 игроков из Дании, тренер Томас Франк – тоже оттуда.
Эриксен официально возвращается – его подписал «Брентфорд». И это не просто жест: на поле датчанин тоже поможет
«Еще когда только появились слухи о подписании, болельщики тут же застыли в ожидании, – вспоминает Джей. – Клуб очень хотел его прихода, хотя было несколько сложных моментов. Зарплата – один из них. Эриксен получал много денег в «Тоттенхэме» и «Интере», а «Брентфорд» же небольшой клуб. Думаю, для подписания клубу пришлось несколько перекроить зарплатную ведомость, чтобы соответствовать его ожиданиям.
Подписание Эриксена – хороший жест, который точно скрасит концовку сезона для «Брентфорда». Даже в несколько поэтическом виде: маленький клуб, от которого никто не ожидал выхода в АПЛ, никто не ожидал победы над «Арсеналом» в первый же день, не ожидал ничьей с «Ливерпулем». Эриксен добавляет еще больших красок этой истории. Если бы мы сказали фанатам про такое развитие событий летом, они бы не поверили. И с точки зрения Кристиана это отличный вариант. Это будет удивительный камбэк после того, что случилось».
В клубе надеются, что приглашение таких людей, как Эриксен, станет не просто красивой историй, а даст еще один импульс постепенному росту «Брентфорда». Джей амбициозно заявляет, что в самых ближайших планах руководства – прорваться в Европу.
«Прямо перед Рождеством клуб объявил, что они хотят обновить тренировочную базу. Сейчас она в плохом состоянии, особенно в сравнении с другими клубами АПЛ. Есть планы по ее улучшению, обновлению, соответствию требованиям УЕФА. Клуб хочет вернуть академию – для этого нужны новые поля. И все это происходит из-за долгосрочного плана по попаданию в Европу. Если вы слушали пресс-конференции Франка, он очень открыт на этот счет. Многие тренеры в его позиции осторожничали бы: «Ох, мы только вышли в Премьер-лигу, давайте не опережать себя».
Но у этого клуба с амбициями все в порядке».