К сожалению, вокруг матча «Челси» – «Ньюкасл» (1:0) политики было даже больше, чем футбола.
О нынешнем положении «Челси» вы отлично знаете, но на всякий случай: Роман Абрамович – под санкциями, клубу сейчас нельзя продавать билеты, нельзя подписывать контракты, нельзя совершать трансферы и еще много чего нельзя. Это решение многие поддерживают – например, Юрген Клопп. Но есть и сочувствующие. Например, директор «Ньюкасла» Аманда Стэйвли.
«Мне действительно очень грустно, ведь у человека отбирают футбольный клуб только потому, что у него могут быть отношения с кем-то. Я не думаю, что это справедливо, если честно. Но мы должны отчитываться обо всех наших отношениях».
Выступление именно Стэйвли – не случайно.
В октябре Суверенный инвестиционный фонд Саудовской Аравии купил «Ньюкасл» за 300 миллионов фунтов. АПЛ на фоне недовольства долго проверяла сделку (или делала вид, что проверяла), но в итоге все одобрила.
Клуб сейчас живет в очень комфортном режиме: подписывает футболистов, строит планы на будущее, и у него нет проблем с формой на ближайшую игру.
Несколько коротких фактов.
• Саудовская Аравия в 2015-м вторглась в Йемен при поддержке США и Великобритании. По данным The Yemen Data Project, жертвами конфликта стали 12907 гражданских (эти данные проверить невозможно), потери в вооруженных силах есть с обеих сторон. Столкновения и авиа- и ракетные удары продолжаются.
• Саудовская Аравия открыто признала, что в субботу казнила 81 человека. Среди них 7 граждан Йемена, один гражданин Сирии. Их обвиняли в разных преступлениях, в том числе и в терроризме.
• Премьер-министр Британии Борис Джонсон на следующей неделе летит в Саудовскую Аравию – договариваться о поставках энергоносителей, так как нужно искать замену российским.
• Суверенный инвестиционный фонд Саудовской Аравии принадлежит государству, этому фонду принадлежит «Ньюкасл».
• У правительства Британии нет никаких вопросов ни к «Ньюкаслу», ни к его владельцам.
Журналист New York Times Тарик Панжа: «Сейчас мы находимся в ситуации, когда британский премьер-министр направляется в Саудовскую Аравию, чтобы просить нефти у автократа, который сбрасывает бомбы на своего соседа, потому что ввел санкции против другой страны (цитата при переводе была изменена в соответствии с законами РФ)».
Спортивный обозреватель Guardian Барни Роней (перевод телеграм-канала Ярослава Сусова «Ред Булл не купил»): «В течение последних семи лет Саудовская Аравия ведет войну, которая привела к гибели примерно четверти миллиона человек. Организация Human Rights Watch призвала провести расследование роли Мухаммеда бин Салмана, который управляет фондом, который управляет «Ньюкаслом», за предполагаемые военные преступления.
Но Алан Ширер и люди с его мировоззрением не осуждают захват «Ньюкасла» саудовским фондом, а говорят, что это особый день, наполненный надеждой. Это может быть смешным, если бы не было так сложно и грустно.
Говорим про вину и стыд «Челси», а затем чуть ниже новости об отличной работе Эдди Хау в «Ньюкасле» и похвальных инвестициях в 80 миллионов фунтов в зимнее окно. Но ведь это буквально одно и то же. Владелец футбола + кровавые действия = нежелательно для футбола. Эквивалент. По оценкам, в Йемене было убито или искалечено 10 000 детей. Точно об этом не стоит задуматься хоть кому-то в футболе?
Мы не говорим о санкциях в адрес Саудовской Аравии, нет фотографий военных действий в Йемене на первых полосах. Потому что Саудовская Аравия – союзник, а Россия – враг.
Абрамович подвергся санкциям за то, что правительство подозревает, что он поставлял сталь российским вооруженным силам, которая могла быть использована для производства военной техники. Фонд, который владеет «Ньюкаслом» не потенциально, а реально отправлял войска для убийства мирных жителей. Только оружие это предоставлялось Великобританией.
Великобритания поставила Саудовской Аравии самолетов, бомб и ракет на 10 миллиардов фунтов. Переключите фокус и представьте мир, в котором Путин призывает к санкциям против Великобритании и требует Абрамовича продать «Челси», чтобы сохранить доброе имя Кремля».
Все так, против сделки выступили 19 клубов лиги (то есть все, кроме «Ньюкасла»). Лига ответила, что внимательно изучила документы и получила гарантию, что королевство не будет контролировать клуб. И одобрила сделку.
От редакции: справедливость наказания «Челси» – отдельный большой вопрос, в этом посте речь о другом. О том, что правила для одних, наверное, должны работать и для других.