Фрэнсис и Ган даже тренировались вместе.
В 2012-м, ничего не сказав семье, 26-летний Фрэнсис Нганну взял рюкзак и вышел из дома. Он покинул родной Камерун и отправился в Европу, чтобы построить карьеру бойца. Но по пути Фрэнсис едва не погиб: с другими мигрантами он пытался пересечь море, скитался несколько месяцев и едва не умер от жажды.
Людей обнаружил Красный Крест, но проще не стало: два месяца тюрьмы в Испании, лагерь для мигрантов, жизнь бомжа в Париже. Когда Фрэнсис добрался до Европы, он стал самым счастливым бездомным Франции – ведь мог начинать путь к мечте.
Ключевую роль в карьере Нганну сыграл тренер Фернанд Лопес, который приютил бездомного бойца и позволил бесплатно тренироваться в своем зале. Именно он сделал из могучего африканца звезду UFC, но в 2018-м Нганну бросил тренера и остался тренироваться в США.
Фернанд посчитал это предательством и создал еще один проект: уже в это воскресенье за титул с Нганну подерется непобежденный Сирил Ган – новый ученик Лопеса, который одно время даже тренировался вместе с Фрэнсисом.
Нганну пережил все тягости жизни в Африке: он с детства работал на песчаных карьерах, голодал и даже подцепил гепатит В. С детства Фрэнсис терпел избиения и насмешки родных, но не оставлял мечты стать боксером – боец был фанатом Майка Тайсона, а с 22 лет колотил грушу в местном зале.
Когда Нганну исполнилось 26, он поехал в Европу – боец понял, что не реализует мечту, если останется в Камеруне. И когда бездомным мигрантом Фрэнсис оказался в Париже, он уже был счастлив:
«Было трудно, потому что я никого не знал во Франции, у меня не было денег. Я спал на улице и пытался выжить, но для меня это было огромной возможностью. Я был счастлив, ведь получил шанс, о котором мечтал».
Каждый день Нганну ходил по Парижу в поисках спортзалов. Он заходил внутрь и говорил: «Я только что приехал во Францию. Я бездомный, и у меня нет денег, но я не прошу милостыню. Мне нужно тренироваться, потому что я собираюсь стать чемпионом мира».
Однажды Нганну попал в зал к тренеру Дидье Кармону, который приютил бойца и позволил у него тренироваться. Боец до сих пор благодарен первому тренеру, который дал ему 50 долларов, чтобы камерунец купил рюкзак, форму и полотенца. И хотя Кармон был впечатлен мощью африканского боксера, партнеры в зале посоветовали Нганну пойти в ММА. По их словам, бокс был закрытым бизнесом, и без рекорда 26-летний боец ничего не сможет добиться. Но Нганну тогда ничего не знал о смешанных единоборствах и стоял на своем:
«Они объяснили мне, но я рассмеялся. Я не собирался заниматься борьбой и всем этим дерьмом. Разговоры про ММА казались мне странными, я был уверен, что не буду этого делать».
Фрэнсис усердно тренировался, но столкнулся с проблемой – зал часто закрывался на выходные и праздники. Нганну приходилось ночевать в парижских приютах для бездомных. И тогда он пришел в зал другого камерунца – Фернанду Лопеса, который работал без выходных.
Лопес был видным именем во французских ММА второй половины 2000-х, после чего создал успешный зал MMA-Factory. Выслушав рассказ Нганну про бегство из Камеруна, Лопес дал ему сумку, полную снаряжения, и предложил спать в спортзале. Через пару часов, наблюдая за тренировкой, Лопес понял, что Нганну был большим талантом.
«Когда вы видите, как люди тренируются, вы можете все понять. Вы не волшебник, но можете сказать, есть ли у кого-то Х-фактор. Для ММА у Фрэнсиса было все, что нужно», – вспоминал Лопес.
Нганну начал выступать в ММА в 2013-м, и Лопес подыскал бойцу квартиру, чтобы тот больше не ночевал в зале. Об африканском нокаутере пошла слава, и Нганну становилось трудно находить соперников. Но на 29-й день рождения он получил сумасшедший подарок:
«Мне позвонил Лопес и спросил: «Какой подарок сделает тебя самым счастливым?» Я подумал, может у него компьютер для меня? Но он сказал, что я получил контракт от UFC и должен буду драться через четыре месяца в США», – рассказывал Фрэнсис.
Нганну принял бой против Луиса Энрике на UFC on Fox 17 и выиграл нокаутом во втором раунде. С тех пор началась успешная карьера камерунца, который стал феноменом ММА и одним из самых устрашающих нокаутеров в истории спорта (Нганну поставил рекорд, нанеся удар в 1,3 тонны на автомате в научном центре UFC).
Но Лопес признается, что в какой-то момент Нганну изменился: он стал высокомерным и перестал ценить то, что сделал для него тренер. Первая слава и успех вскружили голову молодому бойцу – и уже в 2016-м он впервые мог покинуть зал:
«Перед боем с Энтони Гамильтоном я решил не идти с Фрэнсисом на бой. Я сказал ему: «Я больше не тренирую тебя. Мне нужно, чтобы ты ушел из зала». Просто перед этим он сказал мне: «Есть парень, который звонит и не требует деньги за членство в зале. Я главная звезда в вашем зале и не буду платить».
Я возмутился, потому что Нганну работал с нами уже четыре года. За это время мы с него не потребовали ни копейки. У меня тренируются много парней, которым нужна финансовая помощь. Когда они проявляют себя и встают на ноги, то начинают платить за членство в зале.
Такой же уговор у нас был и Фрэнсисом. Когда боец встает на ноги, то платит мне 10% от своего гонорара. Помимо этого есть еще плата за членство. Вы знаете, сколько стоит членство в нашем зале? 600 евро в год, но он сказал: «Я не буду платить», – вспоминает Фернанд.
А в 2018-м Нганну и Лопес окончательно расстались: Фрэнсис дважды за год проиграл (Стипе Миочичу и Деррику Льюису) и обвинил в этом тренерский штаб. И хотя в поединке с Миочичем Нганну сам нарушил тренерский геймплан, устроив охоту за нокаутом, а с Льюисом – отдал бой из-за психологических проблем, он переехал в США. Фрэнсис стал частью топового зала Xtreme Couture в Лас-Вегасе, а 2021-м взял пояс UFC, одолев в реванше Стипе Миочича.
Оказавшись на олимпе, Нганну даже не вспомнил о Лопесе – тренере, который когда-то приютил его бомжом и сделал звездой UFC. Это стало началом их вражды с бывшим тренером: Фернанд считает Нганну предателем, а за его скальпом отправил нового своего ученика – Сирила Гана.
Ган впервые пришел в зал, когда ему было 24, но быстро начал выступать: в 26 дебютировал в тайском боксе, где с 2016-го по 2018-й наколотил семь побед (только две решением). Француз стал чемпионом регионального турнира, но мечтал попасть в Glory – главный кикбоксерский промоушен.
В ту пору Ган был худощавым тайским боксером и походил скорее на полутяжеловеса, чем на тяжа. Именно таким он пришел к Фернанду Лопесу (Сирила привел отец друга, который был уверен, что сын общается с будущей звездой единоборств). К тому времени Лопес уже тренировал нокаутера Нганну и не был впечатлен щуплым новичком. Лопес часто видел молодых парней, которые приходят в зал и заверяют, что станут чемпионами. Обычно он давал им шанс, но не воспринимал всерьез – с Сирилом вышло иначе.
Ган с ходу предложил пари: если он побеждает Бриса Гидона – известного французского тайского боксера, то Лопес берет его в зал. Фернанду знал, что Гидон – отличный боец, и не верил, что Сирил подерется с ним. Тренер считал, что парень врет, но через неделю Ган вернулся в зал и показал газетную вырезку, где сиял заголовок: «Сирил Ган нокаутировал Гидона летящим коленом в первом раунде».
Тогда Лопес понял, что Сирил – особенный боец. Он стал смотреть видео его поединков и был поражен физическими данными бойца. Лопес продолжал работать с Нганну, который уже был топом UFC, но Ган стал похожим проектом – природный феномен, который поздно пришел в бои, и был гибким материалом для опытного специалиста.
Лопес взял Сирила в ученики, но выдвинул условие – Ган должен был не драться целый год. За этот срок тренер хотел подтянуть бойцу технику и сделать его улучшенную версию. Так и случилось: Ган выдержал год простоя и продолжил успешно выступать в тайском боксе, а потом, по настоянию тренера, перешел в ММА.
На данный момент у Гана 10 побед и 0 поражений в ММА (из них 7 – в UFC). Сирил – звезда и временный чемпион UFC, но долгое время он не был в приоритете у Лопеса. Тренер верил в Нганну и большую часть времени уделял ему – несмотря на то, что Ган тоже шел без поражений.
Все изменилось в 2018-м, когда Нганну бросил Лопеса и уехал тренироваться в США:
«Фрэнсис был приятным парнем, когда я только взял его к себе с улицы бездомным. Потом он изменился. Я скажу вам так – если вы найдете хоть одно видео, хоть одно интервью, где он говорит: «Я благодарен Фернанду Лопесу» или «MMA Factory – хороший зал, мне там помогли» – я дам вам 10 тысяч долларов. Найдите такое интервью, и я дам вам эти деньги», – говорит тренер.
После ухода лучшего ученика Лопес полностью переключился на Гана: стал лепить из него бойца, который победит Нганну и отомстит за предательство. Лопес считает Гана не только хорошим бойцом, но и человеком. Ведь Сирил – вежливый и скромный, а в боях выступает под прозвищем «Хороший Парень». Лопес не чувствовал уважения от Нганну (хотя оба – камерунцы): если за Фрэнсисом сумки носил тренер, то Сирил сам носит вещи за наставником.
В спаррингах Ган значительно превосходил Нганну в скорости (хоть и уступал в мощи) и нередко перебивал нокаутера. Видео их совместных тренировок попало в сеть, быстро став популярным. Трудно делать выводы по легкому спаррингу, но фанатам этого хватило, чтобы обречь Сирила бойцом, который победит Нганну.
В отличие от Нганну, когда Ган стал временным чемпионом, он первым делом отблагодарил свой зал, а пояс – отдал тренеру. Лопес едва сдерживал эмоции в октагоне, ведь после ухода Фрэнсиса боялся, что не сможет создать столь же успешный проект. Поэтому воскресный титульник на UFC 270 обещает быть жарким: Нганну уже пообещал нокаутировать Гана за два раунда, при том, что именно Сирил – подходит к бою фаворитом.