«Однако понятно, что он полный мудак».
Теннис не самый популярный спорт в Австралии – его обходят и австралийский футбол, и крикет, и регби. Но как хозяева турнира «Большого шлема» австралийцы обладают теннисной культурой и умеют создавать на матчах атмосферу (в этом году – в том числе за счет противоречивого трибьюта Криштиану Роналду).
Австралийцы всегда отчаянно болеют за своих, и в разные годы их поддержка помогала прорваться во вторую неделю Australian Open аутсайдерам Кейси Деллакуа, Елене Докич, Бернарду Томичу, Дарье Гавриловой (последние двое, правда, стояли прочно в топ-100). Семь лет назад 18-летний Танаси Коккинакис в первом круге 8:6 в пятом сете обыграл Эрнеста Гулбиса, стоявшего тогда в топ-15, а в позапрошлом году Ник Кириос в матче с четырьмя тай-брейками – более рейтингового Карена Хачанова.
Полторы недели назад многострадальный Коккинакис в родной Аделаиде впервые победил на турнире ATP, так что не успел отдохнуть перед Australian Open и проиграл в первом круге. Кириос, за полгода сыгравший пять матчей, уставшим не был и первый круг прошел; во втором его остановил Даниил Медведев. В результате к середине недели они оба были свободны от выступлений в одиночке и все силы бросили на пару, куда заявились вместе.
Неделю спустя Кириос и Коккинакис – Special K’s, как их называют болельщики – выиграли уже четыре матча и эпично вышли в первый для обоих полуфинал «Шлема». Они играли в основном на новой 5-тысячной Kia Arena – четвертом по размеру корте турнира – и каждый раз собирали полные трибуны (точнее полные наполовину – заполняемость разрешена только 50-процентная). В трех матчах австралийцы прошли парных специалистов, а во втором круге так вообще – первых ракеток мира Мате Павича и Николу Мектича (7:6, 6:3).
И Коккинакис, и особенно Кириос вдохновляются поддержкой трибун и отвечают на нее не только теннисом, позволяющим побеждать чемпионов «Шлемов», но и экспрессией и артистизмом на корте. За последнее отвечает, конечно, в основном Кириос, в целом не выносящий монотонность и бесконечную повторяемость профессионального тура: вокруг корта скачет он, заводит болельщиков он, щипает напарника за попу тоже он.
Коккинакиса такая динамика вполне устраивает:
«Он больше шоумен, чем я, – говорил Танаси после победы в третьем круге. – Характеры у нас разные, но мы хорошо дополняем друг друга. Мне нравится с ним играть, это всегда весело. Думаю, это передается и через экран – что мы друзья, что нам нравится компания друг друга. За такое легко болеть, и для меня это важнее всего. Ник шоумен, и иногда нужно дать ему поноситься по корту, поделать шоу. Это же супер».
Матчем против Павича и Мектича, правда, остались довольны не все: после него Кириос написал в твиттере, что тренеры соперников «грозились разобраться» с ним в раздевалке за то, что по ходу встречи он ударил кому-то из противников в тело. Австралийцы, впрочем, уверены, что команду хорватов выбила из равновесия как раз фестивальная обстановка на матче:
«Они сказали, что мы выделывались, – рассказал потом Коккинакис. – В общем, были недовольны тем, что проиграли. Они выиграли кучу турниров, и я думал, что с поражением справятся чуть лучше. Мы же просто пытались развлечь зрителей и не хотели никого оскорблять. А они повели себя агрессивно».
Во вторник, правда, стремление Кириоса делать шоу чуть не стоило праздника всем: по ходу четвертьфинала против Тима Пуэца и Майкла Венуса Ник неоправданно сильно выбил мяч от непрошедшей подачи Танаси и попал им в ребенка на трибуне, так что тот заплакал. Строго говоря, за такое могут и дисквалифицировать – по правилам, теннисистам вне игровых моментов запрещено создавать ситуации, опасные для соперников, зрителей и судей. Мы помним, что именно после такого же попадания в судью закончился для Новака Джоковича позапрошлый US Open, для Дениса Шаповалова – Кубок Дэвиса-2017. Тима Хенмэна в 1995-м сняли с парного «Уимблдона» за случайный удар в болдевочку.
Во вторник дисквалификации не было – и это скорее справедливо. Правила все же оставляют это решение супервайзеру, а до его вызова на корт дело не дошло, потому что Кириос спас ситуацию – передал ребенку свою ракетку и осчастливил его. Ситуация была исчерпана, и с точки зрения арбитра было просто неразумно продолжать ее и потенциально отменять на 5-тысячном стадионе главный матч дня после четырех неполных геймов (то есть заварить в теннисе очередной скандал).
После матча, который австралийцы вторым подряд выиграли в решающем сете, медиа нашли мальчика: оказалось, что его зовут Фин, и с ним все в порядке.
Соперники, впрочем, снова остались от Кириоса не в восторге. Венус в разговоре с родными новозеландскими медиа вообще не сдерживался:
«Это был просто цирк, а не матч. Они заводили болельщиков между подачами, просили их кричать. Если бы с Кириосом так поступали, старичок бы с ума сошел. Он и так там взбесился. (Кириос нецензурно кричал на судью из-за того, что Венус несколько раз подбрасывал мяч перед подачей, а потом ловил его снова и не подавал – Sports.ru). А по ходу матча мы постоянно слышали с трибун что-нибудь о себе, о родных.
Вообще поразительно. Кириос может выбить мяч, попасть в ребенка, и все рассказывают, что он хороший – потому что потом он подарил ему ракетку. <…> Но у него всегда будут сторонники, и он все умеет развернуть в свою пользу. Однако понятно, что он полный мудак».
Special K’s за выход в финал завтра сыграют с финалистами «Уимблдона» Марселем Гранольерсом и Орасио Себальосом. Кириос уже сказал, что считает их с Коккинакисом фаворитами турнира.