В январе «Локомотив» полностью обновил атаку: расстался с Федором Смоловым, Зе Луишем и Виталием Лисаковичем, а на замену купил 25-летнего чеха Яна Кухту и теперь – 21-летнего француза Вильзона Изидора. За него «Локо» заплатил «Монако» три миллиона евро (с учетом бонусов сумма может вырасти до 4 млн).
Пока карьера Изидора – большие авансы и жестокое разочарование.
Изидор – воспитанник школы «Ле-Ре», базирующейся в пригороде Ренна. Вильзон сразу нашел место в атаке – уже через пару лет за ним пришли из «Ренна». В 16 лет он стал лучшим бомбардиром престижного юниорского турнира в Монтегю – ранее там же зажигали Дешам, Недвед, Анри, Пирло, Криштиану, Бензема и Погба.
Логично, что такого нападающего привлекли в юношескую сборную Франции – в 2017-м Изидор ездил на ЧМ U-17 и отметился там двумя голами и ассистом в трех матчах. «Ренн» предложил профессиональный контракт, но у Изидора были другие планы: «Я не видел себя в составе U-19 или в резервной команде. Поэтому я перешел в «Монако», они предоставили мне гарантии регулярных тренировок с основой».
Изидор рассказывал о предложениях «Лилля», «Челси» и «Барселоны», а выбирал он между «Ювентусом» и «Монако». «Когда я увидел прорыв Килиана Мбаппе, меня это очень привлекло. Плюс за «Монако» играл Анри. Для молодого игрока «Монако» – место, где можно полностью реализовать себя», – говорил Изидор вскоре после перехода.
Первые месяцы в «Монако» прошли неплохо. Изидор регулярно тренировался с основой при Леонарду Жардиме и получал советы от Радамеля Фалькао. «Я был счастлив, когда впервые увидел Фалькао. Даже немного нервничал, он сразу дал мне советы, как действовать в завершении. Я ему нравился – когда надо было выбрать партнера в команду на тренировке, он выбирал меня», – отмечал Изидор.
В ноябре 2018 года Изидор даже дебютировал в Лиге 1. К тому моменту «Монако» уже тренировал кумир детства Вильзона – Тьерри Анри. Изидор рассказывал и о пользе работы с Анри: «Он научил меня всему, что нужно делать перед воротами. Быть хитрым, агрессивным, но в тоже время действовать ловко».
Но затем нападающий надорвал мышцы левого бедра и выбыл на три с половиной месяца. «Монако» штормило, Анри уволили, вернули Жардима. После этого Изидору закрыли путь в основу.
«Жардим сказал мне и Софьяну Диопу, что больше не рассчитывает на нас. Когда я вернулся после травмы, был не очень хорош, мне не хватало игрового ритма. Меня отправили в резервную команду. Психологически было сложно, тем более, я не нашел общего языка с тренером резерва».
Сейчас Изидор признает, что и сам переоценил свои силы: «Тогда я был молодым и недостаточно мощным. Оглядываясь назад, думаю, я не заслуживал играть в составе той команды. «Монако» был тогда для меня слишком высоким уровнем. Думал, мой прогресс пойдет быстрее, но мне нужно было делать маленькие шаги. Я хотел пропустить ступень в «Монако», но это, наоборот, мгновенно отбросило меня назад, так что я выучил этот урок».
Мечта Изидора повторить стремительный взлет Мбаппе рухнула: «В «Монако» мне сказали: «Ты не оправдываешь наших ожиданий. Мы думали, ты как Мбаппе, но это не так». Раньше я считался игроком с огромным потенциалом, за мной следили топ-клубы, все готовы были меня взять. А теперь даже командам из Лиги 2 я был неинтересен, они говорили типа: «Что вы хотите, чтобы мы с ним делали?» Пришлось идти в аренду в «Лаваль» из третьего дивизиона.
Мама Изидора тяжело переживала неудачи сына. «Я – единственный ребенок в семье и очень близок к матери. Ей было плохо из-за меня, и мне было больно от этого. Моя мама была на грани депрессии, она теряла вес. Когда я травмировался, она отпросилась с работы и проводила со мной все время в Монако. В той ситуации я многое понял. Это накладывает на меня определенную ответственность, потому что главное для меня – благополучие мамы», – говорил Вильзон.
В «Лавале» Изидор сначала постоянно играл и даже дважды забил, но затем в клубе сменился менеджмент. Новое руководство поставило на других игроков, а потом Изидор сломался на три месяца. «Я оказался на дне, мало играл, ради игровой практики даже попросился в резервную команду «Лаваля». Работал как сумасшедший. Я от всего отключился – никакого телефона, никаких соцсетей. Очистил голову, уехал подальше от всего в деревню и работал – отрабатывал передачи, завершение атак».
Летом 2020-го новый тренер «Монако» Нико Ковач сказал Изидору, что не видит его в составе. Вильзон был спокоен: «Я и не ожидал, что буду играть в Лиге 1 после того, как не заиграл в третьем дивизионе. Но меня порадовало, что другие футболисты заметили мои качества. Например, Бальде Кейта спрашивал у тренерского штаба: «Почему он не играет с профессионалами?».
Тогда у Изидора появился вариант с «Марселем», но он выбрал новое погружение в третью лигу: «Спортивный директор «Марселя» Пабло Лонгория знал меня со времен его работы в «Ювентусе», хотел вернуть меня к жизни в «Марселе». Мне это было неинтересно, мне нужно было игровое время. Надо было восстановить здоровье, отыграть полноценный сезон и забивать голы. Я больше не мог пропускать ступени».
Выбор «Бастии-Борго» оправдался. Сезон-2020/21 – первый полноценный на взрослом уровне для Изидора: 16 голов в 29 матчах. Клуб избежал вылета, а Изидор стал вторым в гонке бомбардиров и получил награду открытия сезона в третьей лиге.
Летом 2021-го Изидор настраивался на новую аренду: «Я хочу играть! «Монако» может позволить себе потратить на нападающего 40 млн евро. Быть в ротации и тренироваться с большими игроками – неплохо, но меня это больше не интересует. Чтобы прогрессировать и достигать своих целей, мне нужно играть. Если надо будет отправиться в Лигу 2, то пойду в Лигу 2, хотя и считаю, что у меня есть качества для игры в Лиге 1».
«Монако» вроде бы тоже думал о продаже. Медиа писали об интересе вылетевшего во вторую Бундеслигу «Вердера», но Изидор еще на полгода застрял в княжестве.
В первой половине сезона Изидор провел всего 46 минут в Лиге 1, 18 – в Кубке Франции, а также дважды вышел в основе в Лиге Европы против австрийского «Штурма» (тайм в первом туре и 80 минут в последнем).
Но даже на основе этих матчей можно описать стиль Изидора.
Во всех играх за последние полгода, где он провел хотя бы 20 минут на поле, Изидор выходил в схеме 4-4-2 в паре с Кевином Фолландом или Виссамом Бен-Йеддером. Исключение – встреча со «Штурмом» в декабре, когда Вильзон начинал слева в полузащите, а после 30-й минуты поменялся местами с Головиным и стал действовать справа. Сам Изидор говорил, что ему удобнее играть именно в формации с двумя форвардами: «Так я могу подстроиться под партнера, уйти правее или левее».
Изидор перемещается по всей чужой половине: может уйти ниже под прием мяча, сместиться на фланг и помочь при розыгрыше или принять мяч перед штрафной для поиска вариантов передачи в опасную зону. Гибкое движение пригодится при вскрытии плотной обороны соперника и при попытках выйти из-под давления.
По набору качеств Изидор полезен как при владении, так и в контратаках.
Изидор довольно быстр, у него хорошо развита стартовая скорость. Игроки «Монако» старались использовать это качество, но не всегда получалось из-за недостатка взаимопонимания. Например, в игре со «Штурмом» Желсон Мартинш увел выше правого защитника, а Вильзон делал рывок в свободную зону, но передача Страхини Павловича вышла неточной.
Даже по этим матчам смущает, что Изидор часто теряет мяч – например, в матчах со «Штурмом» упустил владение в четырех случаях из восьми. Изидор периодически ошибается при приеме или выборе грамотного варианта для паса (вместо перевода владения в свободную зону пытается исполнить сложные варианты). Вероятно, проблема тоже отчасти связана с отсутствием взаимопонимания и недостатком игрового времени.
Без мяча Изидор чаще всего ориентировался по центральным защитникам соперника и располагался в верхней двойке в среднем блоке. К структуре высокого прессинга, которую Маркус Гиздоль проповедует с первых матчей в «Локомотиве», ему еще нужно привыкать.
Зато с адаптацией в коллективе проблем возникнуть не должно. Он уже четвертый франкоговорящий футболист в составе москвичей – освоиться в Москве помогут Алексис Бека-Бека, Франсуа Камано и Марк Мампасси.
Изидор верит, что еще может вырасти в большого игрока: «Я идентифицирую себя с Пьером-Эмериком Обамеянгом, потому что у нас очень схожие физические характеристики. В начале карьеры он тоже прошел через серию аренд – это вдохновляет меня».
Сможет ли Изидор перезапустить большую карьеру в «Локомотиве»?