Сердар Азмун все-таки покинул «Зенит» за полгода до истечения контракта. Несмотря на смазанное прощание, Азмун точно останется в истории клуба и всей РПЛ.
Конечно, резкий взлет результативности Азмуна связан с переходом в «Зенит» в январе 2019-го. До него иранец ни разу не забивал больше 9 голов за сезон РПЛ – столько он положил в серебряном «Ростове»-2015/16.
Первую часть сезона-2018/19 «Зенит» завершил лидером лиги, но большого преимущества над конкурентами у команды Семака не было. «Краснодар» отставал всего на одно очко, имел аналогичные показатели качества моментов (22,83 xG против 22,89) и даже чаще бил из штрафной.
Семак обычно играл 4-4-2, в атаке действовала пара Дзюба – Дриусси. В октябре 2018-го конкуренция должна была возрасти – Кокорин восстановился после разрыва крестов и даже поменял ход матчей со «Славией» в ЛЕ (победный гол) и «Краснодаром» в РПЛ (участие в решающем мяче). Но дальше случился юбилей дружбы – и «Зениту» понадобился новый нападающий.
«Азмун может играть с Дзюбой и Дриусси. В «Зените» Азмуну не придется менять роль. У него прекрасные открывания, он чувствует момент, когда нужно оторваться от защитника. Даже если Сердар будет играть в паре с Дзюбой, у него не должно возникнуть проблем», – говорил Семак в интервью Sports.ru сразу после трансфера иранца.
Тренер действительно нашел роли и для Азмуна, и для Дзюбы, и для Дриусси – при этом Сердару почти не пришлось меняться для адаптации в «Зените». Дриусси окончательно ушел на левый фланг полузащиты, Дзюба неожиданно превратился во второго нападающего, а Азмун привычно забегал за спину защитникам и искал лучшую позицию в штрафной при навесах (часто ей оказывалась зона у дальней штанги).
Летом 2019-го в интервью Sports.ru Дзюба подробно рассказывал об образовании связки с Азмуном: «Я предполагал, что мы будем играть вместе, но не думал, что придется настолько меняться. В тренировочном процессе я не ощущал каких-то перемен – только по ходу матчей понял, что нужно меняться. Если б мы с Азмуном были вдвоем на острие, это не привело бы ни к чему хорошему.
Одновременно с моим анализом шли беседы с тренерским штабом. Пришли к тому, что я могу быть свободным художником – уходить влево и вправо. Даже когда я играл столба, любил уходить на фланги, но комфортнее чувствовал себя в штрафной.
Сердар быстрее меня, очень силен в открываниях за спину. Я техничнее и лучше играю в пас. Поэтому не нужно было быть гением, чтобы понять, кому из нас где удобнее играть. Мы можем меняться позициями по эпизоду, но в целом ему комфортнее располагаться на острие».
Дзюба раскрылся в качестве ассистента (30 голевых передач после прихода Азмуна, на втором месте в лиге Зелимхан Бакаев с 17), а его связка с Сердаром разрывала РПЛ на протяжении двух с половиной сезонов. Осенью 2021-го «Зенит» перешел на 3-4-3, но даже в новой модели Дзюба и Азмун забили достаточно – второй и четвертый бомбардир лиги с игры (9 и 6 голов).
В сезоне-2019/20 Дзюба и Азмун разделили звание лучшего бомбардира РПЛ, в сезоне-2020/21 Артем опередил Сердара благодаря покеру «Тамбову» в последнем туре, но в целом с игры иранец все равно забил больше. В пересчете на 90 минут Азмун вообще явный доминатор лиги.
«В РПЛ никто не может сравниться с Азмуном по умению правильно открываться. В Европе есть Бензема, Ляказетт, которые феноменально двигаются и чувствуют момент – то же самое можно сказать про Сердара. Еще один плюс – он здорово играет вверху», – рассказывал Семак в разговоре со Sports.ru летом 2020-го.
На уровне РПЛ у Сердара уникальное сочетание скорости и чувства момента. Он получал достаточное количество моментов даже в «Рубине» и «Ростове» (4-е место по явным моментам с дебюта РПЛ-2013/14 до перехода в «Зенит»), а после переезда в Петербург превратился в главного нападающего лиги.
На протяжении почти всей карьеры в «Зените» (вероятно, исключение – лишь этот сезон) Азмун испытывал проблемы с реализацией – особенно часто он не забивал после выходов один на один в первый полтора года в Петербурге. «Понятно, что Азмун может забивать больше, но он и так забивает много. Есть выходы один на один, когда он оказывается в очень выгодной позиции и принимает неправильное решение. Одно дело – работать над этим на тренировках, другое – выходить в игре.
Когда есть явный шанс забить, а ты делаешь лишнее касание или, наоборот, бьешь, когда нужно двигаться с мячом дальше. Хладнокровие, которое у некоторых нападающих есть, а некоторым его не хватает. Это и психология, и умение», – объяснял Семак в июле 2020-го.
Кажется, что визуальное спокойствие Семака было оправдано не только высокой результативностью Азмуна и результатами «Зенита» в РПЛ. По продвинутой статистике на дистанции Сердар всегда забивал в пределах нормы.
Вероятно, единственное, в чем Семак ошибся (или изначально публично скрывал сомнения) – польза Азмуна в прессинге. «В нем Сердар нам поможет. Поможет и Барриос – он очень хорошо страхует и зону, и пространство между линиями. В части прессинга «Зенит» должен стать сильнее с их приходом», – говорил тренер в феврале 2019-го.
В РПЛ «Зенит» ни разу при Семаке не входил в топ-4 по интенсивности прессинга, а лучшим прессингующим игроком команды так и остался Дриусси. В прошлом сезоне Азмун занял 17-е место среди нападающих по числу прессинг-действий на чужой половине за 90 минут и 14-е – по контрпрессинг-действиям на ней. В этом сезоне меньше прессинг-действий из форвардов делают только Дзюба и Матео Кассьерра, по контрпрессинг-действиям иранец – 17-й.
Азмун блестяще использовал природные качества на уровне РПЛ, а Семак нашел Дзюбе и Дриусси роли, пригодные для их полного раскрытия.
Сердар – в истории, но его уход может только ускорить эволюцию «Зенита», начавшуюся осенью.
Вероятно, команда Семака станет еще гибче и интереснее.