За четыре года Олимпиада в Пхенчхане обросла некоторым количеством мифов.
Одни, например, верят в то, что Пападакис и Сизерон проиграли Виртью и Моиру из-за штрафа за расстегнувшееся платье. На самом деле, за невольное обнажение Габриэлу никто не наказывал, а компоненты у французов были даже выше, чем у канадцев. Все решил один третий уровень в коротком танце – если бы не он, судьи были готовы отдать победу Пападакис и Сизерону.
Другой миф распространился с подачи Натальи Бестемьяновой: якобы Загитова выиграла благодаря «лишнему каскаду». Разумеется, дополнительный прыжок Алине просто не засчитали бы, а форс-мажорный перенос риттбергера к другому лутцу также не менял базовую стоимость программы: все прыжки у Загитовой уже стояли во второй половине произвольной.
Но есть и третий миф – о том, что командное золото Россия упустила из-за Коляды.
Сразу после турнира Максим Траньков сказал, что, будь он в раздевалке, дал бы Мише леща; Татьяна Тарасова переживала, что в команде нет Сергея Воронова (четвертое место предолимпийского чемпионата России – чтобы взять его в Пхенчхан, нужно было отцепить от сборной Самарина и Алиева, которые были выше); даже обычно сдержанная Юлия Липницкая вздохнула: «Если бы в Сочи катался Макс Ковтун, было бы то же самое. То же самое, что и сейчас с Колядой».
После окончания личных соревнований сформировался окончательный круг жертв проката Коляды – теперь повод обидеться на него появился у фанатов:
· Медведевой, которая могла уехать из Пхенчхана с командным золотом (и тогда к Тутберидзе никто не придрался за коронное «обе золотые»),
· Загитовой, которая могла стать двукратной,
· Тарасовой и Морозова, оставшихся в личном турнире без медали, а в командном блестяще откатавших короткую,
· Алиева, который в личном турнире стал 7-м (Коляда – 8-м), и возможно, был бы более полезен в команде.
На самом деле, шансы России на золото в командном турнире изначально виделись мизерными – чтобы побеждать, всем сборникам нужно было выступить на пределе возможностей, а соперникам – крупно ошибиться.
Командный турнир появился в олимпийской программе только в Сочи – именно там Россия должна была красиво взять гарантированное золото.
Ради той медали в очередной раз вернулся в спорт Плющенко, а когда он проиграл чемпионат России – его все равно отправили на Олимпиаду под предлогом плохих результатов Максима Ковтуна на Евро и закрытого проката Евгения.
Не пожалели и чемпионку России Сотникову, в последний момент отцепив ее от команды в пользу более стабильной победительницы Евро-2014 Липницкой – той пришлось исполнять обе программы. Хорошие прокаты у Юли случались намного чаще, чем у Аделины, а команда не должна была терять ни одного балла. В итоге замену отдали танцорам, хотя Боброва / Соловьев и Ильиных / Кацалапов были примерно одинаково конкурентоспособны.
Сочинскую стратегию России отлично считала Канада и начала готовиться к Олимпиаде-2018 в Пхенчхане.
После досадного серебра Сочи Патрик Чан выпал из спорта, но в апреле 2015-го объявил о возвращении. Уже в олимпийском сезоне Патрик резко сменил тренера Марину Зуеву на Рави Валию, который готовил к Играм Кейтлин Осмонд – довольно отчаянный шаг, но Чану нужна была встряска и точечная техническая работа перед Олимпиадой.
Командный турнир Канада тоже начала не блестяще: Чан с двумя падениями стал третьим только благодаря тому, что соперники оказались еще хуже (в том числе Михаил, у которого был шанс зацепиться за очки и еще дальше отодвинуть Чана). От грустных мыслей Патрика спасал Скотт Моир: «Я, наверное, чертовски раздражал его последние несколько дней. Каждый раз, видя Патрика, я обнимал его и находил для него слова».
За два года до Игр в спорт вернулись и Виртью / Моир. В отличие от Чана, шедшего прицельно за командной медалью, Тесса и Скотт боролись за личное золото – тем не менее, на Олимпиаде им пришлось выступить 4 раза.
Дело не в том, что у Канады не было сильных пар – Уивер / Поже или Гиллес / Пуарье справились бы в произвольном танце, но все же рисковали проиграть и американцам, и россиянам, и итальянцам. Канада не могла позволить себе терять баллы, поэтому понадеялась на то, что опытные Виртью / Моир успеют восстановиться к личному турниру.
Дюамель / Рэдфорду физически было, пожалуй, труднее всех: к моменту начала турнира обоим было уже за 30, при этом их контент считался архисложным: и параллельный тройной лутц, и четверной выброс. Они тоже претендовали на личный подиум, но откатали за команду обе программы, заработав 19 баллов из 20.
Единственную замену Канада потратила на женский турнир. Осмонд была сильнее Дейлман в олимпийском сезоне, но за год до Игр Габриэль взяла бронзу ЧМ.
В Пхенчхане Россия потратила замены на девушек и пары, разгрузив главных претендентов на личный подиум – Загитову, Медведеву, Тарасову и Морозова. В результате произвольную программу у пар откатали Наталья Забияко и Александр Энберт, проиграв ее не только Дюамель / Редфорду (это было ожидаемо), но и Маркеи / Хотареку (а вот их они обыгрывали на Евро за месяц до Олимпиады).
Предолимпийские полгода складывались у Столбовой и Климова непросто – и тем не менее, их средняя оценка за произвольную (139 баллов – без учета провала в Финляндии, когда у Федора случились проблемы с коньками) позволяла обходить Маркеи / Хотарека (138,44 в командном турнире), а лучший результат сезона (147,69) – претендовать на борьбу с Дюамель и Редфордом (148,51 в командном турнире).
Если перевести все в цифры – Столбова и Климов могли, как минимум, отыграть балл отставания в произвольной, а при хорошем раскладе – добавить России два очка и забрать одно у канадцев. Но Ксению просто не пустили на Олимпиаду – причина отказа до сих пор неизвестна.
Чтобы понять, как Миша попал в командник, и в чем заключалась его главная проблема, нужно вернуться на 6 лет назад. Именно тогда начался путь Коляды в командный турнир Пхенчхана.
Чемпионат мира-2016. Миша – дебютант, который едет помогать первому номеру сборной Максиму Ковтуну возвращать России третью квоту в мужском одиночном (это получится только в 2021-м – уже без Ковтуна, но вновь с участием Коляды).
Для получения дополнительной путевки на следующий год парни должны были выступить так, чтобы сумма их мест была не больше 13. Михаил стал четвертым, оставшись в трех баллах от бронзы, несмотря на юниорские семерки в компонентах за короткую. Максим улетел на 18-е место, отстав от Коляды на 57 баллов.
Итак, у России за два года до Олимпиады появился одиночник, который не боялся ответственности, приглянулся судьям и не сдавал прыжки. Пересмотрите протоколы Коляды с того ЧМ: в оценках за качество нет ни одной отрицательной в обоих прокатах.
Одна беда – крайне осторожный контент: по одному четверному тулупу в каждой программе. Согласитесь, слишком скромно для страны, в катании которой все еще маячил призрак Плющенко, готового с шурупами в спине исполнить три квада, включая лутц с полубильмана (так, по крайней мере, оценивала возможности мужа Яна Рудковская).
До Олимпиады оставалось 2 года – контент Коляды нужно было срочно нашпиговать четверными. Сам Миша честно признавался, что долго учит все новое, но это никого не интересовало.
Вместо того, чтобы планомерно усложнять набор (взамен ойлерного каскада Коляда прыгал дешевую секвенцию с двойным акселем; все ультра-си стояли в первой половине программы; флипа избегали из-за сложностей с ребром), перед Мишей поставили задачу выучить четверной лутц. И еще сальхов. Наверное, четверной флип тоже был бы неплох, но мы помним про проблемное ребро.
Нового Брауна из Коляды делать не захотели, хотя его потенциал во второй оценке был виден уже тогда. Вместо этого Мишу заставили два года подряд катать старую короткую, чтобы все свободное время новая надежда сборной тратила на ультра-си.
Баллов Коляды с ЧМ в Бостоне (89,66 и 178,31) хватило бы, чтобы стать вторым и в короткой, и в произвольной командного турнира, даже если бы за два года у него ни на сотую не выросли компоненты, что, конечно, нереально. Если бы вторая оценка Коляды увеличилась хотя бы на 1,5 балла, он выиграл бы произвольную.
Да, Миша действительно отвратительно откатал короткую в командном турнире Пхенчхана – с этим никто не спорит. Но процесс был запущен за 2 года до этого, а в Корее достиг апогея. Невозможно рассчитывать на то, что человек, который чисто приземлил четверной лутц два раза в карьере, вдруг сделает это в третий именно на Олимпиаде, когда от него зависит медаль команды.
«Каждый раз, когда мне предстояло катать программу, я смотрел на перечень прыжков, и чувствовал себя крайне несчастным, потому что вместо уверенности испытывал только страх», – эти слова Патрик Чан произнес за полгода до Игр, когда понял, что четверной сальхов не повышает его шансы, а превращает прокат в лотерею.
Должен ли был тренер Коляды настоять на упрощении контента перед Олимпиадой – или, например, уже во время короткой командного турнира, которая не пошла у всех топов? Да. Но состояние Валентины Чеботаревой в Пхенчхане было не лучше, чем у самого Миши – настолько, что на произвольную Коляду помогала выводить Нина Мозер, которая до этого, по ее словам, целый день вытирала коллеге слезы.
Теперь переходим к главному. Представим, что Коляда откатался на пределе возможностей, повторив лучшие результаты в короткой (103,13) и произвольной (185,27) по сезону, а баллы других участников не изменились. В таком случае Миша все равно уступил бы в первый день Шоме Уно (103,25), но выиграл бы у всех во второй.
Сразу стоит оговориться, что это не вполне честная математика. В короткой мужского турнира было много неожиданно провальных прокатов: если пытаться выстроить топ по лучшим баллам сезона, то Коляда проиграл бы не только Уно (104,87), но и Чену (104,12). Кроме того, нужно учесть, что Нэтан и Шома на 4 предолимпийских стартах улетали за 100 баллов, а Коляде удалось это сделать только дважды (включая национальный чемпионат) – на Евро, например, он получил всего 83,41.
При таком оптимистичном для Коляды варианте он принес бы команде 19 баллов вместо 12, при этом Канада получила бы на 2 меньше. Это единственный расклад, при котором Россия выигрывает, так как суммарная разница между сборными в Пхенчхане составила 7 баллов.
В такой гипотетической модели не учитывается то, что и Канада не была идеальна в оба дня. Осмонд, например, показала в короткой один из худших прокатов сезона (71,33), хотя в личном турнире получила на 7 баллов выше – это позволило бы ей отыграть еще 1 очко.
Дейлман и вовсе уступила Мираи Нагасу в произвольной меньше 0,5 балла – есть ощущение, что если бы от этих прокатов зависело золото Канады, Габриэль получила бы чуть больше.
Наконец, все тот же Чан продемонстрировал в командном турнире худший прокат короткой в сезоне. Если бы он откатался в обычном режиме (90-94 балла), точно не улетел бы под Алексея Быченко (88,49 в Пхенчхане).
Иными словами, чтобы Россия победила в командном турнире, наши участники должны были показать лучшие прокаты в сезоне, при этом все остальные – откататься средне. С таким же успехом нынешняя американская сборная может планировать золото Пекина себе, рассчитывая на срывы Валиевой, Мишиной / Галлямова и Синициной с Кацалаповым.
***
Даже если бы Коляда был здоров и не провалил тесты на ковид, решение федерации не ставить его в командный турнир было бы вполне оправданным. И психологически, и физически откататься в Пекине проще Марку Кондратюку. Он обыграл Коляду во время их последней очной встречи, набрал на Евро баллы, превышающие личный рекорд Миши, и, судя по Кубку Первого канала и Nebelhorn Trophy, не боится брать ответственность за других.
Но командный турнир может сложиться по-разному. И иногда причины поражения лежат куда глубже одного проката.
Олимпиада – время подписаться на телеграм-канал автора