Феномен.
Рафаэль Надаль – это просто вау. По ходу Australian Open он несколько раз говорил, что всего полтора-два месяца назад вообще не знал, сможет ли снова играть в теннис, – настолько все было сложно с травмой стопы, которая сломала ему прошлый сезон.
В четвертьфинале он четыре часа на жаре рубился с Денисом Шаповаловым (который на 13 лет младше), получил тепловой удар и потерял четыре килограмма веса, по словам своего тренера. Все равно победил.
И потом сумел восстановиться, выйти на полуфинал с седьмой ракеткой мира Маттео Берреттини (на 10 лет младше) и продемонстрировать как тактическую мощь, так и свое коронное умение «страдать и бороться». 6:3, 6:2, 3:6, 6:3 – испанец шестой раз вышел в финал в Мельбурне и одержал 500-ю победу на харде (всего четвертым в истории, неплохо для грунтовика, да?).
***
В первых двух сетах Надаль вышел на корт и выбрал насилие. То, что он делал с бэкхендом Берреттини, иначе не назовешь.
У итальянца феноменальная подача и один из лучших форхендов в мире. Но слева он намного слабее. Надаль в лучших традициях соперничества с Федерером превратил эту брешь в огромную дыру, из-за чего Берреттини два сета выглядел беспомощным и безоружным. А главным вопросом был: как он вообще попал в топ-10 с таким бэкхендом?
Рафа использовал очень много приемов для того, чтобы эксплуатировать и ломать игру соперника.
1. Самое простое – накручивать с форхенда под лево, пока тот не ошибется или не окажется в такой позиции, что Надаль забьет навылет. Проверенная годами классика, которая работает за счет того угла, который позволяет создавать левая рука, и вращения (которое Надаль к тому же варьирует, чтобы постоянно менять высоту отскока).
2. Иногда он открывал бэкхенд через форхенд – плотно пробивал итальянцу под право, чтобы тот бил форхенд в движении (это менее опасно), а потом атаковал открывавшийся левый угол.
3. Это срабатывало, даже когда Берреттини пытался форхендом (своим сильнейшим ударом) атаковать бэкхенд Надаля (номинально его слабую сторону). Потому что Рафа в таких ситуациях отвечал плотным кроссом (и выбивал из позиции), а потом переводил по линии (снова загонял соперника в левый угол).
4. Испанец мастерски подавал. Все знают, насколько опасна для правшей уходящая подача Рафы во второй квадрат, которую он очень широко посылает под бэкхенд. Но еще он очень умело использовал форхенд итальянца – подавал в него плотно и мощно, чтобы тот не мог ответить в полную силу. А потом атаковал. Это было особенно эффективно, потому что Маттео почему-то большую часть приемов справа выполнял подставкой – мяч летел по высокой траектории в центр корта. Дальше его судьба понятна.
5. Разнообразие способов, которыми Надаль находил и атаковал бэкхенд Берреттини демонстрирует этот розыгрыш.
6. В итоге в первых двух сетах Берреттини слева нанес где-то всего три-четыре бэкхенда, которые создали Надалю проблемы. А большинство очков итальянец выигрывал, если избегал необходимости пробивать слева. Но при этом попытки забегать под форхенд Надаль тоже карал – потому что Берреттини недостаточно быстро двигался, чтобы закрывать перевод в открывшийся угол.
7. Такое давление на слабую сторону, привело к тому, что он начал хуже использовать сильные стороны. Например, он слишком много ошибался справа – потому что хотел одним ударом развернуть ситуацию так, чтобы больше не играть бэкхенды.
8. И подача работала не так классно, как он надеялся. За первые два сета он на втором мяче взял всего два очка (из 13). А вторую партию вообще проиграл с двумя брейками, хотя попадал первым мячом в 82% случаев.
***
В третьем сете случилось то, что мы уже несколько раз видели с Надалем по ходу турнира – например, в матчах с Хачановым и Шаповаловым. Получив большое преимущество, испанец чуть сдал, а соперник, оставшийся почти без шансов, начал показывать свой лучший теннис.
Полтора сета Рафа играл слишком пассивно – бросал слишком много мягких бэкхендов в центр корта, недостаточно агрессивно атаковал с форхенда. Или наоборот стремился пробить слишком агрессивно и давал ошибки – в третьем сете он сделал столько же невынужденных, сколько в первом и втором вместе взятых (и то – всего семь, что только подчеркивает качество его тенниса в начале матча).
А Берреттини, наоборот, раскрепостился, начал мощнее подавать, лучше пробивать форхенд, лучше двигаться. И было важно то, что он сразу не проигрывал свою подачу, как это был в первом и втором сетах.
Кроме того, он поймал хорошую глубину ударов слева, которая была особенно эффективна, когда он пробивал по линии. Надалю было трудно отвечать на такие удары активно, он посылал относительно мягкие кроссы с бэкхенда – и Маттео мог яростно вколотить с форхенда.
Справа итальянец вообще периодически выдавал чудесные удары даже под давлением. Например, выполнил шикарный обводящий в предпоследнем гейме третьего сета, когда взял подачу Надаля. А один раз даже вколотил вокруг сетки.
Поворотным моментом третьего сета стал удар с лета, который Надаль смазал при счете 2:2, 30:30 на приеме. Избежав брейк-пойнта, Берреттини выиграл на подаче 23 очка подряд.
***
Серия кончилась при счете 4:3 в четвертом сете – в гейме, в котором Надаль в итоге сделал решающий брейк.
Там был очень интересный момент. Рафа оттянулся глубоко за заднюю линию на приеме – хотя весь матч стоял довольно близко, чтобы принимать агрессивнее. Но тут он изменил стратегию, чтобы держать мяч в игре и создавать себе максимум шансов. Чтобы нагнетать давление.
Давление нагнетал и счет. В результате Берреттини почти весь гейм не попадал первую подачу и снова начал мазать простые форхенды – потому что хотел поскорее завершить розыгрыш.
И да, на первом брейк-пойнте он выиграл самый длинный розыгрыш матча, несколько раз замечательно отыграв в обороне с бэкхенда. Но потом, при счете 40:40, он допустил две ошибки справа, которые все эти усилия свели на нет.
***
В итоге 35-летний Надаль одержал десятую подряд победу в этом сезоне и вышел в 29-й финал «Большого шлема» и шестой – Australian Open.
После матча он заплакал – буквально на секунду, но заплакал. Настолько это для него важно.
Сейчас он на грани истории – он может стать четвертым мужчиной, бравшим все «Шлемы» по два раза (в прошлом году это сделал Джокович, до него – Род Лэйвер и Рой Эмерсон), и первым добраться до 21.
В финале нужно побеждать Даниила Медведева или Стефаноса Циципаса.