Павел Копачев поговорил с большим знатоком 🇨🇳.
Что мы знаем о Китае? Самая населенная страна (1,5 миллиарда человек), вторая экономика мира (после США), третья по площади (после России и Канады). А еще – родина многих изобретений: бумаги, компаса, пороха, книгопечатания и тиктока.
Перед церемонией открытия Олимпиады-2022 редактор Sports.ru Павел Копачев связался с большим знатоком Китая Артемом Ждановым – основателем интернет-издания о Китае «ЭКД», совладельцем и директором по развитию Outlandish Group, digital-маркетингового агентства с фокусом на китайском рынке.
Артем живет в Китае уже 10 лет и здорово изучил страну.
– Я родился в Бийске, окончил Алтайский университет по специальности «регионоведение, Китай». Мне всегда нравились международные отношения. Когда выбирал, чем заняться в будущем, подумал: Европа далеко, английским никого не удивить, а Китай рядом, наши страны дружат.
Забавно, но в Пекине я побывал раньше, чем в Москве. И сразу после учебы уехал в Китай – работал на кожевенной фабрике в городе Дунгуань, в логистической компании в Гуанчжоу, создал паблик во ВК «Это Китай, детка» (там сейчас почти 100 тысяч подписчиков), много путешествовал, перебрался сначала в Шэньчжэнь – центр электроники и китайскую Кремниевую долину, а три года назад переехал в Шанхай.
– За что ты любишь Китай? Как эта любовь менялась с годами?
– Любовь – слишком, наверное, громкое слово. Мне Китай, скорее, нравится, тут комфортно. А еще – здесь все быстро меняется. Глобально: Китай – это шоу. Пять лет назад не работали QR-коды, а сейчас никто не пользуется наличными, два года назад не было продаж в прямом эфире тиктока. Я сам не заметил, как электрокары с зелеными номерами вытеснили обычные автомобили. А сейчас каждый двор оборудован электрозарядками. Tesla, которая собирается под Шанхаем, – обыденность, доступна даже в такси эконом-класса, ее можно купить по цене от 40 тысяч долларов. Для Китая это недорого.
Другой важный фактор: здесь безопасно. Никакой открытой агрессии, особенно по отношению к иностранцам. Русских так вообще любят – они нас называют «чжаньдоу миньцзу» (战斗民族, zhàndòu mínzú, воинствующая нация). В хорошем смысле – китайцы уважают силу, уважают Путина. Если встретить китайского деда на улице, то он спросит: «Откуда ты? А, наверное, американец» – и махнет рукой. Но когда узнает, что из России – расплывется в улыбке и вспомнит пару слов на русском.
Китай, несмотря на то, что это огромная территория, – очень удобный. Мы уже забыли, что между Пекином и Шанхаем свыше 1300 км, а скоростной поезд пролетает это расстояние за 4,5 часа.
Ну и, конечно, тут очень сильно развиты e-commerce и доставка. Это спасение для всех, даже самых бедных и отдаленных районов. У меня есть друзья в горной деревушке на границе с Мьянмой, они продают мед и чай. Так вот, на Taobao их урожай буквально за 2 дня долетает до покупателей в Пекине. Цена вопроса – 300 рублей.
Многие упрекают Китай за то, что они ввели социальный рейтинг. Но дело в том, что его нет на государственном уровне. В некоторых регионах тестируют, но массово, по сути, работают только частные рейтинги в AliPay и WeChat – если ты платишь все вовремя, без просрочек по кредиту, то проблем нет. Высокий рейтинг позволяет брать в аренду шеринг-зарядки или машины без залога.
Но, в целом, Китай – не лучшая страна для экспатов. Ты можешь заплатить миллионы налогов, купить квартиру, жениться и родить детей, но гражданство все равно не получишь. Максимум – грин-карта, и то на 10 лет.
– Сколько языков в Китае? Насколько это этнически многообразная страна?
– Здесь около 10 диалектных групп. Их сближают иероглифы, но в разговорном плане северяне не поймут южных диалектов. Я жил в Гуандуне, там кантонский диалект – на нем же говорят в Гонконге. В Шанхае – свой диалект, на севере чуть-чуть отличается от общепринятого, но в основном похож. Основной или официальный язык – путунхуа, или как его еще называют «мандарин». Его понимает почти все население, кроме некоторых людей старших поколений и из удаленных районов.
Вот, например, в метро в Гуанчжоу все объявления делают на трех языках – путунхуа, кантонский и английский. Понимаешь, да? Официальный, местный диалект и международный – все интересы учитываются. Отличия местного диалекта от путунхуа – как между русским и польским. Можно что-то уловить, но в принципе – мало понятно.
Конечно, для нас Китай кажется моноэтническим, хотя по факту китайцы это разные этнические группы. Титульная национальность – хань, их 92%. Но в Китае еще, как и в России, много нацменьшинств – мяо, яо, шэ, ва, цян. Очень интересно познавать их культуру.
– Сколько времени нужно, чтобы выучить китайский язык?
– В университете было не так много китайского – 5-6 пар в неделю. У меня были пятерки, зачеты без проблем. А на втором курсе я приехал в Китай и понял, что меня не понимают и я не понимаю. Хотя я жил на севере, где нет диалектов и язык, по сути, не отличается от классического путунхуа.
Главное, что я быстро понял: учить китайский без погружения невозможно. Если английский можно выучить на расстоянии, то китайский важно ловить в китайской среде. Вернувшись домой, я нашел учителя-китайца, студентов-китайцев из других вузов, ходил к ним каждый день в общежитие, слушал дома китайскую музыку. Окружил себя Китаем – и за два года практически собрал язык в голове.
– Что самое сложное при изучении китайского?
– Иероглифы – не так сложно. А вот тоны вызывают путаницу. Классический пример: mā – мама, тон высокий, mà – конопля, тон восходящий, mǎ – лошадь, тон восходяще-нисходящий, ma – ругать, тон нисходящий. Иногда говоришь китайцу и думаешь: ну ты понял, наверное, что я хотел сказать. А в ответ – тишина. Для китайцев действительно важен тон, произношение гласных.
У меня была забавная история, когда я на юге жил с девушкой-китаянкой. Изначально мясо на китайском звучит как «жоу» в нисходящем тоне, а масло «йоу» в восходящем. Для нас различие в согласных дает абсолютно разные слова. Но не для китайцев. Я сказал, что у нас в холодильнике нет «жоу», но в неправильном тоне. И она поняла, что нет масла. То есть согласная ее не смутила, а другой тон изменил значение полностью.
– Русских называют душевными, немцев – педантами, итальянцев – горячими и страстными. Китайцы – какие?
– Разные – и не только по языковым диалектам, но и по менталитету. Даже у самих китайцев очень много шуток про каждый регион.
Северяне, которые ближе к России – рослые, более конкретные, говорят, что думают. С ними проще общаться и вести дела, но южане, наоборот, считают их варварами – невоспитанными, не чтящими традиции.
Южане выглядят почти как вьетнамцы – ниже ростом, лицо и кожа другие. Хотя большинство ханьцы, то есть даже в рамках одной национальности в одной стране различия и в физиологии и в менталитете.
– Про китайцев говорят, что они замкнуты и к европейцам относятся с подозрением.
– Если перефразировать, то китайская душа – потемки. Они сами говорят: мы друг друга не понимаем. Почему? Все просто – китайцы никогда не говорят прямо, обо всем нужно догадываться. Это такая игра с намеками – может, поэтому с китайцами сложно вести бизнес, без знаний их менталитета.
Например, китайца нельзя критиковать публично, особенно в присутствии других людей – иначе он «потеряет лицо», а ты наживешь кровного врага. Китайцы в принципе не агрессивные – я за все время видел несколько драк, и то пьяных, а в остальном – если посмотреть на том же ютубе – они толкаются, кричат друг на друга, но редко начинается настоящая драка.
Мне еще кажется, что китайцы – более счастливые. Даже если они живут бедно, в глухих деревушках, то все равно улыбаются, здороваются с незнакомцами. Нет такой безнадеги и пессимизма, как в нашей глубинке.
– Как думаешь – почему?
– Кто бы и что не говорил, но обычные китайцы за последние 30 лет стали жить лучше. Постоянный рост благосостояния, конечно, сказывается на настроениях. Страна вышла из бедности – да, это еще не Европа, но уже близко. Это началось еще с Дэн Сяопина и его политики (конец 70-х – начало 90-х), которая привела к китайскому экономическому чуду. Поэтому сейчас никого не удивишь высокоскоростными поездами, быстрой доставкой, безналичными расчетами по QR-коду даже в глубокой деревне.
С другой стороны, некоторые привычки из китайцев ничем не выбьешь. И это такой удивительный контраст.
– Что ты имеешь в виду?
– Плевки на улицах с таким показательным отхаркиванием, чавканье. Перед Олимпиадой-2008 даже печатали специальные брошюры, которые объясняли, что это плохо и не очень приятно иностранцам. Сразу скажу, в меньшей степени такие манеры остались в мегаполисах и у молодых людей.
– Правда ли, что отрыжка в Китае – знак одобрения и признания вкусной еды?
– Такого, что нужно обязательно отрыгнуть, чтобы похвалить хозяина или повара, нет. Но все, что естественно, то не безобразно. Это такой толерантный мир – здесь официально никто не поддерживает ЛГБТ, но если твой сосед – гей, всем по барабану. Если мужчина вдруг вышел на улицу в платье, а девушка идет по метро в пижаме – китайцы не сделают удивительные глаза. Возможно, это расслабляет и иностранцев, которые часто ведут себя здесь очень вызывающе.
– Китайская еда – это же не только гусеницы?
– Для начала важно понять, что китайская еда – такая же неоднородная, как и китайский язык. Всего – 8 основных кухонь. На севере больше едят мясо, лапшу и другие мучные изделия, на самом юге – пресная еда, без соли, овощи, рис, булочки, все на пару. Сычуаньская – очень острая кухня, язык немеет от сычуаньского перца, а хунаньская – тоже острая, но острота другая – от красного перца чили.
В Шанхае еда кисло-сладкая, я к ней до сих пор не могу привыкнуть. Зато китайцы не понимают, как можно употреблять в пищу кроликов. А мы, русские, едим и не паримся.
По поводу насекомых. В Юньнане едят бамбуковых червячков, в некоторых местах на севере – гусениц тутового шелкопряда. Но для самих китайцев многое из этого – деликатес. Что-то необычное.
– Говорят, чай в Китае особенный – это правда? До сих пор сохранились чайные церемонии?
– Китайцы, как мы пьем чай, его не пьют. Для китайцев попить чай – отдельный поход, как для нас в кофейню. Можно пойти в чайную с бизнес-партнерами – и тебе официант будет бережно наливать чай в крохотные кружечки, заваривать его ровно столько раз, сколько требуется. Короче, это ритуал.
И надо понимать, что хороший чай – недешевое удовольствие. Даже мидл-класс не может себе позволить регулярные чаепития. Понятно, что мы говорим про отборный чай, а не про простые сорта.
– Чему в первую очередь удивляется турист в Китае?
– Почти все китайцы ходят с термосами и пьют горячую воду (могут бросить несколько листиков чая, для цвета). Горячую – насколько это возможно, не кипяток. Она действительно полезная, хорошо усваивается, восстанавливает баланс – и почти все врачи в Китае в листе назначения указывают одним из первых пунктов именно «пить горячую воду».
Горячая вода есть везде – кранчики в уборной, на вокзалах, в аэропортах. В любом ресторане, даже самом дорогом, вам везде подадут теплую воду бесплатно – не попросят за это ни одного юаня. И даже летом – при жаре в 40 градусов – вода будет как минимум теплая, но, скорее всего, горячая.
Это уже переросло в местные шутки – уволили с работы, бросила девушка, ничего страшного – пей больше горячей воды.
Еще иностранцы удивляются, что китайцы привыкли спать после обеда. Подремать полчаса – это святое. Дневной сон даже в офисе крупных компаний – это нормально, реально перезагружается мозг, я сам часто так делаю. Спят кто на чем – могут просто за столом, обхватив голову руками.
– Дорого ли жить в Китае?
– Цены поднялись. Многие русские друзья, приезжая в гости, удивляются. Но выросли и зарплаты – в Шанхае, например, минималка 3500 юаней, около 500 долларов. Могу сказать по своим сотрудникам: китайские менеджеры по работе с клиентами или соцсетями, с опытом 2-3 года, получают от 10 до 13 тысяч юаней. На наши деньги – 120-150 тысяч рублей. При знании английского и с опытом – 20 тысяч юаней и выше, больше 200 тысяч рублей.
Спросите любого водителя, который будет жаловаться на то, что работает в две смены, но по факту у него выходит 7-8 тысяч юаней. Большинство китайцев очень бережливые и не тратят деньги просто так – снимают квартиры по несколько человек, экономят на ремонте или отоплении. Лучше будут ходить в куртках дома, чем платить за тепло. Однако, молодежь в больших городах деньги не жалеет: берут несколько кредитных карт, покупают все подряд – китайцы, как американцы и европейцы, научились тратить деньги.
Правда, цены на жилье – неподъемные. Миллионы юаней, хотя некоторые квартиры в центре Шанхая уступают по качеству квартире какого-нибудь слесаря в Бийске.
– Многих в России до сих пор пугает надпись на товарах Made in China. Как бороться с этим стереотипом: китайское – значит, обязательно сомнительного качества?
– Слушайте, это самый главный миф. Apple где собирается? Правильно, в Китае! Местные марки спортивной одежды Lining или Anta – огонь, у меня много кроссовок, они по качеству не уступают Nike и шьются на тех же заводах, что и американские бренды. Я молчу про китайские электромобили – Nio, Xpeng, Li Auto…
Здесь есть такое выражение, если перевести на русский, «однокопеечный товар». То есть, самый дешевый товар – кто его завозит? Сами же русские бизнесмены. Кто размещает заказ на такие товары? Русские бизнесмены. Они говорят: «Надо подешевле». Китайцы в ответ: «Без проблем, сделаем дешевле».
Я работал на производстве и знаю градацию качества для потребителей разных стран: Россия находится там же, где и Африка. Внутренний китайский потребитель – придирчивый и изощренный – такой товар, скорее всего, уже не купит.
– Острые социальные проблемы Китая – какие они?
– Цензура медиа или мессенджеров – больше проблема для иностранцев, чем для китайцев. У них на все есть аналоги – в крайнем случае, скачают VPN. Или перед Олимпиадой было много разговоров про полицейское государство в Синьцзяне – я был там сразу после протестов, и не только в Урумчи. Ну нет там тотального ужаса – да, на блокпостах полицейские в специальном обмундировании, а не просто в форме. Но, например, мы с китайским другом, который там живет, спокойно выпивали пиво с уйгурами. Никаких проблем не было.
Конечно, политика вносит коррективы. Когда торговая сеть H&M заявила, что не будет покупать синьцзянский хлопок из-за вероятного использования подневольного труда уйгуров, китайцы моментально исключили эти магазины из любых карт и навигаторов.
Вообще, ханьская культура так исторически устроена, что поглощает все остальные. Сколько больших войн выиграл Китай? Да, по сути, ни одной. Зато пришли монголы – их поглотили; да, сейчас есть автономный регион Внутренняя Монголия, но там 80 процентов населения – ханьцы. Пришли маньчжуры – ассимилировались и так далее.
Под Китай многие подстраиваются.
– Как китайцы относятся к России – как к европейцам или как к соседям?
– Во-первых, Россию считают важным союзником и уважают. Это ключевое знание, хотя глубокого понимания нашей культуры нет. Во-вторых, как и все иностранцы, китайцы мыслят стереотипами – это не плохо и не хорошо, просто данность. Путин – молодец, мы с Россией против Америки, в России очень холодно, зато много красивых девушек. В-третьих, дружба дружбой, но если взять торговый оборот, то Россия далеко не в первой пятерке.
Мы для Китая такой же друг, как и Пакистан. Эту страну китайцы поддерживают на политическом уровне – особенно в спорных вопросах с Индией. Еще китайцы дружат с Мьянмой и Камбоджей. Есть, конечно, КНДР – но это как маленький ребенок, от которого никогда не знаешь, когда он начудит в следующий раз.
– Какие связи с двумя другими центрами Азии – Японией и Кореей?
– С Японией длительный конфликт. Но тут важно разграничивать: Япония как государство и правительство – на бытовом уровне часто воспринимается как враг, с ними давно тянется территориальный конфликт из-за мелких, но стратегически важных островов Дяоюйдао. Япония, в отличие от Германии, не полностью признала свои преступления во время Второй мировой войны – бывшие премьер-министры Дзюнъитиро Коидзуми и Синдзо Абэ – совершали визиты и молились в храме Ясукуни, который прославляет японских военных того времени. Но туризм с Японией развит, японские марки автомобилей в почете, а японская культура очень сильно повлияла на китайскую молодежь – аниме, одежда, фэшн.
К Корее тоже относятся ревностно. Корейская культура сильно проникла в Китай – почти в любом сериале отсылки к корейским рэперам, а K-pop – самый популярный жанр. Да и просто – смазливые корейские мальчики продают в Китае любые товары. Правда, в последнее время набирает популярность китайский патриотизм и здоровый национализм. Китайцы активно потребляют собственные маньхуа (местный аниме), работы китайских писателей и музыкантов… И это поддерживается медиа, многие китайцы ходят в футболках «Я люблю Китай», «Я из Китая».
– Китайцы доминируют в настольном теннисе, бадминтоне, прыжках в воду. Говорят, что они роботы. Как воспитать такую дисциплину?
– Это особенность китайцев. С одной стороны, в важные моменты они очень дисциплинированные, но с другой – часто полагаются на китайский авось – чабудо (а, почти). Это касается возможности выполнения задач не на полную. Нужен вам красный цвет, если не проконтролировать, фабрика сделает розовый и скажет, что «чабудо».
По поводу соблюдения правил тоже не всегда работает. Например, в Китае повсюду на дорогах камеры, но если вдруг китаец узнает, что на конкретной дороге камер нет – он будет нарушать. Нет, не погонит быстро, но свернет в неположенном месте, пересечет сплошную линию или как попало перестроится. Или другой пример – написано «Не курить», но китаец знает, что камер нет – будет стоять и дымить. В общем, у русских и китайцев хватает общих черт.
Что касается роботов, то китайцы все исполнят – от и до. Им важно поставить задачу и еще более важно – контролировать ее. С креативом хуже. Если попросить местного дизайнера сделать графику и привести в качестве примера видео на ютубе – он сделает точь-в-точь, перерисует вплоть до всплывающих плашек с логотипом того канала. Поэтому нужно четко ставить задачу, что конкретно изменить. Постановка задачи «сделай что-то подобное» не сработает.
– Почему в Китае, как и в Японии, многие ходят в масках? Это природные катаклизмы?
– Ну да, смог. Но это еще и ответственность – тут привыкли, что нельзя нарушать покой соседа. Если китаец чувствует, что заболевает или только вышел на работу после болезни, то наденет маску. Рядом могут быть беременные или люди со слабым иммунитетом. Но вообще причин много – вплоть до того, что в маске теплее или девушка не захотела наносить с утра макияж, у нее выскочил прыщ или ей так удобно.
Сейчас маски обязательны в метро и общественных местах, но в торговых центрах люди часто разгуливают без масок. Охранник может подойти и сказать, особенно если грядет проверка. А простой китаец не сделает замечание – иначе он заставит того, кто без маски, потерять лицо. Тут, как я уже говорил, так не принято….
– Топ-5 мест в Китае, которые нужно обязательно посетить.
– Пекин – столица, Шанхай – город настоящего и будущего, Чунцин – футуристичный город с горами, мостами, интересными развязками, провинция Юньнань собрала в себе нацменьшинства. Если прям хочется тру-тру и недалеко от Пекина, то можно доехать до провинции Шаньдун, родины Конфуция.
А вообще, конечно, жаль, что вас никуда не выпустят из олимпийского пузыря. Китай точно заслуживает того, чтобы его исследовать и лучше узнать. Пока еще страну окружает слишком много мифов.