Крёстный отец и танцевальный звездопад. Ностальгический обзор Олимпийского турнира-2006

На фоне громогласной и пламенной предшественницы Олимпиада-2006 кажется в значительной степени менее скандальной и более ориентированной на сами состязания. Не подумайте, что Игры в Турине выдались скучными – отнюдь. Просто в бочке соревновательного меда на этот раз оказалась именно что ложка околоспортивного дёгтя; чайная ложечка, а не восемь половников, как это было в 2002.

Олимпиада в Турине – это турнир старожилов, пиршество преданных фигурному катанию людей. Впервые с 1980 года (и, забегая вперед, все ещё единственный раз в 21 веке) среди золотых призеров Игр не найдется  дебютантов. Каждая из главных медалей будет выстраданной и долгожданной.

Олимпиада в Турине – это игра по новым правилам. Шестибалльная система оценок осталась в прошлом: теперь оцифровывается каждый жест, карается каждая помарка; теперь не нужно заведомо недооценивать фигуристов из первых разминок (в теории), а «взлёт» в произвольной программе после неудачной короткой ничем не ограничивается. Обнажит главный старт четырехлетия и недостатки инноваций в судействе, главный из которых – поощрение осторожности и умеренности в исполнении прыжковых элементов.

Олимпиада в Турине – это, наконец, самые удачные Игры в истории российского фигурного катания. Никогда еще наша команда не была так близка к заветным четырем золотым из четырех возможных…

Все ли сохранилось в нашей болельщицкой памяти? Или минувшие шестнадцать лет смогли-таки слегка размыть некогда четкую картину тех замечательных состязаний? 

Выяснить это несложно. Следуй за мною, читатель. Я постараюсь вернуть тебе твой две тысячи шестой…

Вашему вниманию – события, люди и явления, благодаря которым Игры в Турине остались в наших сердцах навеки.

 

Результаты сборной России: 3 золота и 1 бронза

Крёстный отец и танцевальный звездопад. Ностальгический обзор Олимпийского турнира-2006

В полушаге от полной гармонии, в десятке баллов от «фантастической четверки». Впрочем, медали медалями, а концентрация таланта и величия в российской команде на ОИ-2006 превышала все мыслимые и немыслимые пределы. Безотносительно даже техники и компонентов – сочетание ментальной силы, опыта (в том числе олимпийского) и функциональной готовности было таким, что и сейчас диву даешься.

«Если бы» – это, конечно, совсем не про фигурное катание, однако я уверен, что шестерка «Плющенко-Навка-Костомаров -Тотьмянина-Маринин-Слуцкая» и в 2022 достойно бы представила нашу страну на ОИ в командных состязаниях. Впрочем, возможны варианты… Им, в конце концов, уже по сорок лет 😀

Я крайне не люблю милитаристские метафоры. Все эти «Олимпиада – это война» если даже и правдивы, то крайне тоскливы.

Но вспоминая ту плеяду фигуристов, пересматривая их прокаты в Турине, так и хочется лукаво прищуриться и с блаженной неторопливостью вымолвить: «Это была славная охота»…

 

Молодые таланты и новые имена Игр: Элене Гедеванишвили, Кимми Майсснер, Татьяна Волосожар, Эван Лайсачек

Крёстный отец и танцевальный звездопад. Ностальгический обзор Олимпийского турнира-2006

Обратная сторона обилия старожилов – некоторый дефицит «открытий» на тех Играх.

Это просматривается даже в женском катании, самом неутомимом пиршестве «сверхновых» звезд.

Андо и Костнер – великие спортсменки, и те Игры стали для них первыми; но ничего нового в фигуристках Турин не открыл – будущие чемпионки мира уже несколько лет катались по взрослым и, в общем-то, примелькались, а на самих Играх выступили слабо. Не в пример более удачно откаталась Джоанни Рошетт, но и она на тот момент была уже знакомой широким массам фигуристкой с тремя ЧМ за плечами…

А вот шестнадцатилетнюю Элене Гедеванишвили как раз-таки можно назвать полноправным открытием Олимпиады. Грузинская спортсменка (самая молодая фигуристка на тех Играх) выступила более чем достойно – по итогам короткой программы она влетела в финальную разминку, а завершила соревнования Элене на десятом месте. Также в категорию «Новые имена» абсолютно заслуженно попадает Кимми «никто не помнит, что я Чемпионка мира» Майсснер – она замкнула финальную шестерку лучших.

В мужском одиночном (о пестроте состава которого еще поговорим) главным новичком был, конечно, Лайсачек. Пусть Эван и «пошумел» еще в прошлом сезоне, взяв бронзу ЧМ-2005, но именно Игры показали, насколько интересно может сложиться его спортивная судьба. «Закопав» себя в КП (10 место), американец выдал чистый прокат произвольной программы и занял итоговое четвертое место (знакомая история, да, Нэйтан?).

Стоит сказать несколько слов и о Татьяне Волосожар. Ее олимпийский дебют не назовешь особенно ярким, однако он позволяет нам говорить о таком явлении как «эффект Морозова».

Дело в том, что Станислав Морозов является обладателем крайне необычного достижения – не став в итоге даже призером ЧМ, он дважды подряд умудрился «привезти» на главные старты четырехлетия будущих олимпийских чемпионок: Савченко в 2002 и Волосожар в 2006. Занятно, что сам «эффект Морозова» также проявился уже в Турине – победившая в танцевальном турнире Татьяна Навка на заре карьеры покаталась на ОИ в паре с… Правильно, Николаем Морозовым!

В общем, Женя Тарасова, твой выход!

Занятные у дебютантов получились истории, согласитесь…

А еще занятнее становится оттого, что главный новоприобретенный бриллиант фигурного катания тех лет на Олимпиаду не попал вовсе…

 

Парадокс Олимпиады: Мао Асада – одна из лучших фигуристок в мире, но на Игры не проходит из-за возраста

Крёстный отец и танцевальный звездопад. Ностальгический обзор Олимпийского турнира-2006

Великая японка начала свою взрослую карьеру вихреподобно, без юношеской кротости и расшаркиваний перед более опытными соперницами. 

Серебро на этапе Гран-при в Китае (обыграна будущая чемпионка Игр – Шизука Аракава), золото во Франции (повержена будущая серебряная медалистка Игр Саша Коэн) и, наконец, победа в финале Гран-при (где она, как несложно догадаться, обыграла для коллекции еще и Слуцкую). Далее – серебро национального чемпионата, а потом, конечно же… Чемпионат мира среди юниоров. На ОИ-2006 Мао не прошла по возрасту.

История фигурного катания, родись Асада пораньше, могла перемениться кардинально, но всякого рода условности здесь излишни – японка так и не стала олимпийской чемпионкой, однако её карьера является  полновесным синонимом к слову «величие».

Золото же Турина – не мытьём, так катанием – все равно плавно упорхнуло в Страну восходящего солнца.

 

Лучший прокат Олимпиады: произвольная программа Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина

Крёстный отец и танцевальный звездопад. Ностальгический обзор Олимпийского турнира-2006

«Величественный трепет» – именно так я бы кратко охарактеризовал то чувство, которое пробуждают во мне прокаты двух легендарных российских дуэтов начала нулевых: Тотьмяниной-Маринина и Бережной-Сихарулидзе.

И мы хорошо помним, через что пришлось пройти выдающимся спортсменам на пути к вершине. Помним, какова цена этих надмирных в своей заботе и сопереживании взаимоотношений – на льду и вне его.

Несмотря на значительные различия в деталях, истории Елены Бережной и Татьяны Тотьмяниной в своем синтезе образуют некий архетип светловолосой российской парницы, которая выигрывает олимпийское золото, преодолевая вереницу обидных мест (вторых и четвертых) и возвращаясь после травм, которые казались не совместимыми с продолжением карьеры (а в случае с Бережной – и жизни).

Олимпийская произвольная программа Тотьмяниной-Маринина являет собой гимн мужского коленопреклонения перед женской самоотверженностью и преданностью. Это своеобразная ода выдающейся спортсменке, которая, упав на лед с двухметровой высоты плашмя, менее трех недель спустя (!!!) возвращается к тренировкам.

Данная интерпретация «Ромео и Джульетты» – это не только и не столько про любовь, сколько про безграничную дружбу и взаимовыручку.

Крёстный отец и танцевальный звездопад. Ностальгический обзор Олимпийского турнира-2006

Немалых усилий стоит доверить свою жизнь уронившему тебя партнеру, несомненно. Но одному Богу известно, через что пришлось пройти Максиму Маринину. Монументальному, сильному и надежному Максиму Маринину, который раз за разом, изо дня в день прокручивал тот самый момент, коря себя за то, что не удержал… Которому пришлось работать с психологом, чтобы продолжать кататься.

В триумфе нашей пары на ОИ-2006 не было ни излишней осторожности, ни оглядки на ошибки соперников, ни случайных факторов.

То было простое и одновременно невероятно сложное торжество двух великих личностей над обстоятельствами.

 

Главное преодоление Олимпиады: железная Чжан Дань

Крёстный отец и танцевальный звездопад. Ностальгический обзор Олимпийского турнира-2006

Если триумфаторам турнира парников пришлось пережить тяжелое падение за полтора года до Игр, то серебряных призеров крушение застигло непосредственно в начале произвольной программы. Олимпиада, следует признать, вышла вообще крайне «приземленной» – падали очень часто, в том числе и медалисты…

Китайский спортсмен Хао Джан своей долгой карьерой заработал себе противоречивую репутацию Синей Бороды мирового фигурного катания. И если блондинке из старого анекдота потребовалось восемь месяцев машин, чтобы научиться водить, то Хао понадобилось три фигуристки, чтобы посетить пять Олимпийских игр. Полагаю, многим из числа тех, кто наблюдал за его амплитудными выбросами, приходила в голову мысль а-ля: «какой метатель молота пропадает».

Так или иначе, китайская пара в погоне за лидерами пошла на абсолютный риск, обернувшийся неописуемым приземлением с четверного выброса, от которого и спустя годы все внутри сжимается и скукоживается даже у самого искушенного зрителя…

То, что было дальше – уже история. И эту историю, закрывая глаза на огрехи (впрочем, безупречно тогда откатались только победители), оценили и арбитры – так Олимпиада получила серебряных призеров, а метафора «кататься на разрыв» обрела жутковатую визуализацию.

 

«Очень приятно, царь» Олимпиады: победа Евгения Плющенко

Крёстный отец и танцевальный звездопад. Ностальгический обзор Олимпийского турнира-2006

Плющенко в Турине – это Гарри Поттер в конце седьмой книгивосьмого фильма. Подобно персонажу известнейшего романа, Евгений столько всего сделал в предыдущих частях/сериях/сезонах, что заключительная схватка с Волан-де-Мортом (читай – решающие олимпийские прокаты) оказалась уже не столь сложной.

Как итог: комментатор британского Евроспорта через полторы минуты после начала проката «Крестного отца» произносит: «Он неприкасаем. Остальные могут забыть о золоте»; а сам Евгений привозит серебряному призеру Ламбьелю 27 (!!!) баллов и завершает программу облегченным и каким-то даже ироничным «Все!»…

Всё, да не всё… Ибо после ухода Царя мужское фигурное катание так и  не смогло дождаться преемника: Ламбьелю и Такахаши помешали проблемы со здоровьем, бронзовому призеру Игр Джеффри Баттлу – отсутствие внятного четверного и стабильного акселя, Жуберу – кукушка…

И Царь вернется. Вернется постаревшим, вернется под музыку предприимчивого придворного скрипача-мадьяра, но все еще невероятно сильным: как физически, так и ментально.

А то, что казалось окончанием Олимпийского пути, окажется в итоге лишь его серединой.

 

«И мое сердце остановилось, мое сердце замерло» Олимпиады: падение Ирины Слуцкой с риттбергера

Крёстный отец и танцевальный звездопад. Ностальгический обзор Олимпийского турнира-2006

На свою третью Олимпиаду Ирина отправлялась в статусе легендарной спортсменки, которая, несмотря на травмы и возраст, все еще имела амбиции и была способна подкрепить их такими бронебойными вещами, как каскад «лутц-ритт». Победы на ЧМ-2005 и ЧЕ-2006 только укрепили легитимность её притязаний на главную медаль фигурного катания – олимпийскую золотую.

Короткая программа ясности не внесла: лидирующая тройка заметно оторвалась от остальных участниц, но относительно друг друга Слуцкая, Коэн и Аракава расположились на расстоянии десятых балла. Все решалось в произвольной. И решение вышло весьма замысловатым…

Саша один раз упала и еще один раз «почти» упала, но каталась вдохновенно и добирала непрыжковыми.

Шизука минимизировала риски (не одна она – Турин-2006 подарил нам  единственный в 21 веке случай, когда среди медалисток ОИ никто не прыгнул 3-3), поставив на чистоту, однако все равно ошиблась – сдвоила риттбергер. Так или иначе, Коэн она обошла, причем значительно…

Занятно, что с этой же произвольной программой японка выиграла и свою единственную медаль на ЧМ (причем тоже золотую – вот уж кто предпочитал количеству качество!), в 2004 году.

А Ирина… Знаете, отчего-то вспомнилась одна история.

Когда Владимир Набоков переводил пушкинского «Евгения Онегина», он столкнулся с одной проблемой – гений языка попросту не мог найти в английском такое слово, которое передало бы во всех оттенках значение русского «тоска». Пожалуй, именно это слово, да еще сдавленное «она все равно молодец», как нельзя лучше характеризует тот прокат.

Слуцкая упала со своего любимого, обычно образцового, тройного риттбергера… Случились и другие ошибки. Итог – третье место.

Но если тогда сей результат казался скорее неудачей, то грядущая эпоха расставит все по своим местам: следующей медали на главных стартах мы будем ждать шесть лет. А вот ценить выдающихся фигуристок по ходу их карьеры, а не по факту её завершения, многие так и не научились поныне…

Завершим главу на позитивной ноте: Ирина, завоевав бронзу в Турине, стала-таки обладательницей одного уникального достижения – она трижды подряд попала в пятерку на Олимпиадах. Это беспрецедентная стабильность для женского катания, и в 21 веке больше никто из фигуристок такого не сделал.

 

Звездопад Олимпиады: оригинальный танец

Крёстный отец и танцевальный звездопад. Ностальгический обзор Олимпийского турнира-2006

Вопросы бывают простыми и сложными, риторическими и проверочными, мимолетными и вечными. Последних немало: «Познаваем ли мир?»; «Кто убил Марка?»; «Для чего в начало песни «Номерок блатной – три семерочки» вставили Прелюдию Рахманинова?»

И главное: «Что случилось 19 февраля 2006 года на катке Дворца спорта Палавела?»

Падения в одиночных дисциплинах и в парном катании – штука хоть и неприятная, но вовсе не редкая из-за прыжкового обилия, однако случившееся в состязаниях танцоров, конечно, увидишь нечасто.

Если коротко: пять падений, из которых четыре – в лидирующей группе. Шок – это по-нашему! Хотя наши как раз-таки и удержались…

Что удивительно, все фигуранты звездопада – фигуристы известнейшие и титулованные. Так, начала пиршество крушений в оригинальном танце Натали Пешала. Будущая чемпионка Европы упала во время исполнения дорожки по прямой.

А дальше падали дуэты исключительно из первой десятки. Дрогнули опытнейшие Дробязко-Ванагас, для которых Игры в Турине были пятыми; не удержались итальянцы Малдер Файелла-Скалли. Все это, повторюсь, люди заслуженные, призеры ЧЕ и ЧМ…

Крёстный отец и танцевальный звездопад. Ностальгический обзор Олимпийского турнира-2006

Самое страшное падение довелось пережить ныне главной законодательнице мод в спортивных танцах – Мари-Франс Дюбрей. Несвоевременно разжатые руки, снятие с произвольного танца, подозрение на перелом бедра (обошлось, к счастью)… Брр…

А ведь после обязательного танца они шли четвертыми!

Вишенка на жутковатом тортике с начинкой из страданий – ошибка главной итальянской надежды на медали, лидировавших после первого соревновательного дня Фузар-Поли–Маргальо. Но и само падение, и последовавшие оценки, и прочие аспекты хроники пикирующего бомбардировщика затмили первые секунды после проката.

Великий Стенли Кубрик, обожавший задействовать в своих картинах «тяжелый взгляд» главных персонажей, наверняка бы обзавидовался…

Разбираясь в причинах беспрецедентного завала, нельзя не отметить два аспекта. Во-первых, накладывающийся на олимпийскую нервозность темперамент латины – гарант эксцессов и «веселья»; во-вторых, когда в турнире нет строгой иерархии фаворитов (а здесь на медали претендовало пар восемь), то нервничают все, кому заветный пьедестал маячит хотя бы отдаленно… Ну и падают.

Так и получилось великое переселение «из князей в грязи» и «из грязи в князи»: с шестого места после обязательного танца на второе после оригинального, с тринадцатого на шестое, с седьмого на четвертое, с четвертого в больницу, с первого на десятое, а с десятого – на двадцать первое.

Удивительный турнир.

 

Самый «глубокий» вид Олимпиады: состязания мужчин

Крёстный отец и танцевальный звездопад. Ностальгический обзор Олимпийского турнира-2006

Под «глубиной», напомню, я подразумеваю количество заметных/великих/выдающихся спортсменов, которых вместил в себя соревновательный вид. И у мужского катания здесь конкурентов нет.

На Играх в Турине выступал серебряный призер ОИ-2002, серебряный призер ОИ-2010, Олимпийский чемпион-2014, трехкратный чемпион мира, а ведь это все только Плющенко!

Ладно, давайте без шуток. Состав тех Игр и вправду вышел легендарным.

Крёстный отец и танцевальный звездопад. Ностальгический обзор Олимпийского турнира-2006

Шесть чемпионов мира: многократные Плющенко и Ламбьель, а также Лайсачек, Такахаши, Баттл и Жубер; заметнейшие «катальщики» Вейр и Сандю, будущий чемпион Европы Томаш Вернер (который на Играх стал аж восемнадцатым). Да что уж там, на итоговом 21 месте расположился призер ЧЕ и ЧМ – Штефан Линдеманн!

В общем, если качество прокатов оставляло желать лучшего, то по именам тот турнир впечатляет донельзя.

Что же до самих постановок, то настоятельно рекомендую посмотреть (пересмотреть) короткую программу Стефана Ламбьеля – во многом инновационная с точки зрения хореографии, она и сейчас смотрится очень свежо.

 

Взгляд Олимпиады: Барбара Фузар-Поли смотрит на Маурицио Маргальо после крушения в оригинальном танце

Крёстный отец и танцевальный звездопад. Ностальгический обзор Олимпийского турнира-2006

Эх, Маурицио, Маурицио… Жаль, конечно, этого добряка. На этой леденящей душу нотке, пожалуй, и завершим.

Благодарю за внимание и искренне желаю вам, чтобы на вас всегда смотрели только любящими глазами.

 

А отправляться ли блогу в Ванкувер-2010 или нет – решать вам. Если материал вызовет интерес, то олимпийское приключение продолжится!

Источник: sports.ru