Не все зависит от нас самих.
После обидного, хотя и во многом неизбежного, поражения в командном турнире Пхенчхана Россия переосмыслила подход к нему.
Теперь, как и на сочинской Олимпиаде, этот вид снова стал делом практически государственной важности:
· Тренеры заранее резервируют места: помните же январское «Думаю, и я, и моя пара все-таки заслужили право участия в команднике» от Максима Транькова?
· Состав сборной скрывается до последнего – вплоть до удаления постов из соцсетей ОКР и пропуска россиянами первых командных тренировок
· Дискуссия о возможной замене Синициной/Кацалапова на Дэвис/Смолкина с подачи мамы Анастасии Скопцовой превратилась в одну из главных интриг сезона.
Кардинально изменилась даже атмосфера в кисс-энд-крае: поболеть за Кондратюка, несмотря на ковидные риски, пришли и Валиева, и Семененко, и все те же Диана с Глебом. Сравните с траурной встречей Коляды в Пхенчхане: в боксе России сидят только несколько тренеров и врач сборной (до объявления оценок с ними рядом были еще Александр Горшков и Александр Коган).
В Пекине золото командного турнира куда более осязаемо, чем в Пхенчхане – и после первого дня оно все еще не потеряно. Да, несмотря на то, что американцы на два балла впереди.
Хорошая новость: Марк Кондратюк принес команде возможный максимум в мужском одиночном. Только совсем патриотичный романтик мог ждать от Марка баллы выше Шомы Уно и Нэтана Чена.
Этот вид – главная болевая точка сборной вторые Игры подряд (в Сочи он был болевой точкой по другой причине), при этом стратегически иметь сильного одиночника, как у США и Японии, куда выгоднее, чем, например, пару, поскольку конкуренция в мужском виде острее, а риски из-за сложного контента выше.
Плохая новость – недобор в парном катании и танцах на льду, который осложнился тем, что американцы в этих видах не отдали ни одного очка. Было бы легко списать недополученные баллы на судейские попытки навязать интригу, но на самом деле это не так.
С Кацалаповым и Синициной, несмотря на очевидную ошибку Никиты, обошлись достаточно бережно. Недочет не сказался ни на компонентах (по второй оценке россияне – лидеры), ни на надбавках за качество (ни одной отрицательной).
Мишина и Галлямов не ошибались – но чистыми были и Суй/Хань. Трудно спорить с самой компонентной и опытной парой мира, которая к тому же выступает дома – хотя китайский судья поставил в своем протоколе первыми россиян.
Вообще китайские арбитры в Пекине на контрасте с предыдущими Играми ведут себя удивительно незаметно. Единственный этнический китаец, которому в короткой программе помог китайский судья – Нэтан Чен (114,24 против 111,71 в итоговом протоколе).
При этом техническим контролером в мужском разряде оказался один из двух забаненных после Пхенчхана арбитров – Хуань Фэнь. Это не тот китайский судья, в чьем протоколе Боян Цзинь выиграл Олимпиаду – он еще дисквалифицирован.
У Фэня четыре года назад было чуть менее серьезное нарушение: он добавил Суй и Ханю около 10 баллов за две программы, при этом 9 отнял у их главных конкурентов Савченко и Массо. Поскольку ISU счел это не слишком серьезным нарушением, уже в 2019-м Хуанг восстановился в правах, а на ЧМ-2021 даже отсудил оба танца.
До того самого отстранения у китайца уже было предупреждение: на Финале Гран-При в 2017-м судью уличили в национальном пристрастии. ISU выдало его с извиняющейся формулировкой: «Хотя общее качество вашей работы хорошее, мы обнаружили явное национальное пристрастие к обеим китайским парам, которое проявилось в баллах как за технику, так и за компоненты».
Для России фатальным оказалось то, что в парном катании ей не досталось судьи (его изначально не должно было быть и в танцах). Свой арбитр мог уравновесить баллы американки, которая отсудила Мишину и Галлямова хуже всех в бригаде, а Суй и Ханю поставила наиболее лояльные оценки. Учитывая минимальную итоговую разницу между первым и вторым местом, все решило именно невезение с жеребьевкой, хотя необъективной промежуточную расстановку назвать трудно: китайцы действительно были мощнее на контрасте с осторожными Настей и Сашей.
Первый день командного турнира разрушил главную интригу: никакой замены на Дэвис и Смолкина в российских танцах не будет. И не случилось бы после пятничного утра, даже прилети Степанова и Букин вовремя в Пекин: теперь важно уже не количество потенциальных медалистов, а качество этой медали.
Вопрос в том, на что готова пойти федерация ради гарантированного золота командного турнира. Если до его начала казалось, что Россия может комфортно позволить себе две замены (а часть болельщиков даже мечтала о составе без участия Валиевой и Мишиной/Галлямова, которые претендуют на золото в личных видах, чтобы дать шанс другим сборникам), то сейчас чиновники, вероятно, начнут страховаться – и это может сыграть с ними злую шутку.
Да, Камила в обеих программах – безотказное оружие, но в произвольной также успешно справятся и Трусова с Щербаковой. В парном катании Суй/Хань все-таки выйдет и в произвольной программе тоже, борьба снова будет острой.
По сути, результат в этих двух дисциплинах зависит не столько от России, сколько от того, насколько другим сборным удастся отодвинуть американцев: Грузии и Японии – в женском одиночном, Японии и Китаю – в парном катании.
Не менее интересный вопрос – насколько США опьянит их промежуточное лидерство.
Наиболее безрассудный вариант – выпустить Чена в произвольной программе. Это крайне рискованно для его личной медали: даже для максимально мотивированного и техничного Нэтана промежуток на восстановление между командным и мужским турнирами слишком маленький. Тем более, что обойти Кондратюка способны и Браун, и Чжоу – пусть и не с такой гарантированной вероятностью. Но если Чен все же выйдет, это позволит США отыграть у России еще 2 очка – при условии, что парни в произвольной откатаются аналогично короткой.
Скорее всего, 1 балл России удастся вернуть в произвольном танце: как один снаряд дважды не попадает в одну воронку, так и один Кацалапов вряд ли второй раз подряд въедет в чей-то след. Для Никиты и Вики дополнительный прокат в командном турнире важен не только в контексте интересов сборной, но и в качестве собственной работы над ошибками – выходить на личные соревнования сразу после поражения от американской второй (согласно расстановке на чемпионате США) пары будет политически неправильно.
В произвольной парного турнира многое зависит от итоговой пятерки: американцы, японцы, канадцы и вторая китайская пара – дуэты примерно одного порядка. При этом канадцы могут сделать замену на Джеймс/Редфорда (мужскую заявку из-за ковида у Кигана Мессинга им все равно не скорректировать), чей лучший результат сезона (130,83) сильно уступает Книрим/Фрейзеру (136,60) – и это плохо для россиян.
Ничего фатального пока не случилось: американцы взяли свое в профильных видах, при этом главная российская дисциплина пока даже не началась. Но для федерации не потерять золото командного турнира и при этом сохранить ресурсы фигуристов для личного – пожалуй, куда более нетривиальная задача, чем до последнего скрывать состав сборной.